|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Отсюда Аристотель выводит, что присоединяемый к <форме> новый элемент может стать элементом субстанции только при условии, если он будет совершенно <неопределенным субстратом> или <неопределенной материей>. Это тот субстрат (материя), в котором общее (<форма>) впервые становится определенностью другого бытия. Сказанным Аристотель не ограничивается. Он раскрывает в подробностях свое понимание процесса, посредством которого в отдельных предметах чувственного мира возникают новые свойства или в которых <материя> принимает в себя <форму>. Всякий предмет, приобретающий новое свойство, которое мо- жет быть выражено в новом определении, до этого приобретения, очевидно, не имел этого свойства. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, что такое <материя>, или <субстрат>, необходимо уяснить следующее: <материя> есть, во-первых, отсутствие (<лишенность>, <отрицание>) определения, которое ей предстоит приобрести как новое определение. Иначе говоря, <материя (8^п)> - <лишенность> <формы>. Однако понятие материи не может быть сведено как к единст- венной характеристике к <лишению> или к <отсутствию> формы, к <отрицанию> формы. Когда в <материи> возникает новая опреде- ленность, новая <форма>, например, когда глыба меди превращается в медный шар или в медную статую, то основанием этой новой определенности не может быть простое отсутствие (<лишение> - отрицание) формы шара или формы статуи. С другой стороны, новая <форма> возникает в <материи>, которая не имела ранее этой <формы>. Отсюда следует, заключает Аристотель, что <материя> - нечто большее, чем <лишенность> (<отсутствие>). Откуда же берется в <материи> новая <форма>? <Форма> эта, отвечает Аристотель, не может возникнуть, во-первых, из бытия. Если бы она возникала из бытия, то в таком случае нечто, возникающее как новое, возника- ющее впервые, существовало бы еще до своего возникновения. Но <форма> эта, во-вторых, не могла возникнуть и из небытия: ведь из небытия ничто произойти не может. Выходит, что то, из чего возникает <форма>, не есть ни отсутствие <формы>, ни уже возникшая, действительная <форма>, а есть нечто среднее между отсутствием (<лишенностью>) <формы> и <формой> действи- тельной. Это среднее между отсутствием бытия и действитель- ным бытием есть, согласно Аристотелю, бытие <в возможности> (Suva^El). |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||