|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Стало быть, действительным, по Аристотелю, становится только то, что обладало <возможностью> стать действительным. И Аристо- тель поясняет свою мысль примером. Человек, ранее бывший необразованным, сделался образованным. Но образованным он стал не потому, что он был необразован, не вследствие <лишения> или <отсутствия> образованности, а потому, что человек этот обладал <возможностью> (способностью) стать образованным. Но если это так, то необходимо признать, что <материя> (<суб- страт>, (то ^TtOKEl'iiEvov) заключает в себе два определения: 1 ) отсут- ствие <формы>, которая в ней возникнет впоследствии, и 2) воз- можность этой <формы> как уже действительного бытия. Первое определение (<лишенность>) всего лишь отрицательное, второе (<возможность>) -положительное. В отличие от <материи>, которая есть бытие <в возможности>, <форма> есть <действительность> (^vepyeux), т. е. осуществление возможного. В свою очередь, Аристотель различает в понятии материи (субстрата) два значения. Под <материей> он разумеет, во-первых, субстрат в безусловном смысле. Это только <материя>, или, иначе, чистая возможность. И во-вторых, под <материей> он понимает и такой субстрат, который уже не только возможность, но и действи- тельность. Различие этих понятий Аристотель поясняет, рассматривая при- меры производства - ремесленного и художественного. Рассмот- рим, например, сделанный медником медный шар или изваянную скульптором медную статую. И этот шар и эта статуя существуют в действительности. Но что же в них будет собственно <действитель- ным>? И о статуе и о шаре у нас имеются понятия, и каждое из них есть совокупность известных признаков. Если мы считаем статую и шар действительными, то мы приписываем действительность их понятиям. Однако ни шар, ни статуя - не понятия. Приписывая им действительность, мы рассматриваем их не в отвлечении от действительности (как Платон рассматривал свои <идеи>), а как понятия, реализованные в самой действительности, в определенной <материи>, в определенном <субстрате>. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||