Предыдущая страница Следующая страница

Каким же образом следует мыслить эту <материю> (<субстрат>)
в случае медной статуи или медного шара? Очевидно, <материя>,
ставшая шаром (статуей), есть в этом случае именно медь. Теперь
отвлечемся от понятия шара (шаровидности) как от <формы>. По
отвлечении останется <отсутствие> (<лишение>) этой <формы>.
Совершенно очевидно, что шар сделало именно шаром вовсе не
<отсутствие> формы шаровидности. Опыт медника доказывает, что
из меди может быть отлит шар. Выходит, стало быть, что, хотя по
отвлечении от формы шаровидности медь есть не шар, она все же
возможность шара, или шар <в возможности>, иначе -возмож-
ность той действительности, какой будет существующий, уже сде-
ланный шар.

До сих пор мы рассматривали медь, медную глыбу в качестве

<материи> для шара. Но это не единственный способ рассмотрения
меди. Мы можем, рассматривая медь, соврешенно отвлечься от
мысли о шаре и поставить вопрос: а что есть эта медь сама по себе,
независимо от того, что из нее может быть сделан шар?

Первый ответ на поставленный вопрос будет: <это - медь>.
Говоря это, мы рассматриваем медь уже не как возможность для
чего-то другого (шара, статуи и т.д.), а как реальность. Понятию
меди мы, таким образом, приписали действительность. Но медь -
не понятие только. Медь как медь существует в каком-то веществе.
Следовательно, для понятия меди, принятого как действительность,
необходимо указать <материю>, в которой это понятие осуществля-
ется, в которой оно становится действительным. Для отыскания и
указания этой <материи> Аристотель опирается на традицию грече-
ской физики. Начиная с Эмпедокла, эта физика утверждала, что
все возникающие и разрушающиеся материальные предметы пред-
ставляют собой разные сочетания четырех вечных, невозникающих
элементов -огня, воздуха, воды и земли. Стало быть, если глыба
меди -действительность (<форма>), то <материей> для этой дей-
ствительности будет некоторое определенное сочетание четырех
физических элементов. В качестве <материи> для <формы> меди эти
четыре элемента, во-первых, <отсутствие> (<лишенность>) меди: они

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna