|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница еще не медь; во-вторых, они - <возможность> меди: ведь из этого их сочетания может возникнуть медь. Но и на этом рассмотрение не заканчивается. Сочетание четырех физических элементов - не только <материя> для иной действи- тельности. Элементы эти, взятые сами по себе, по отвлечении от мысли о меди, составляют особую и самобытную действительность. В этом качестве они обладают особыми, принадлежащими им свойствами. Понятие о них слагается из признаков, которые суще- ствуют не только в нашей мысли как признаки понятия, но в качестве свойств существуют и осуществляются в какой-то <мате- рии>. Таким образом, и на этой ступени анализа мы обнаружим сочетание <формы> и <материи>. Четыре физических элемента обладают и <формой>, так как они образуют понятие об элементах, реализующееся в некоторой <материи>, и должны, кроме того, обладать <материей>, так как и для них должен существовать некий <субстрат>. Что же это за <субстрат>? Если мы отвлечемся от понятия о четырех физических элементах как о действительности, то этот <субстрат> опять-таки есть, во-первых, <отсутствие> (<лишение>) признаков, входящих в понятие об элементах, и, во-вторых, воз- можность осуществления этих признаков, этого понятия. И здесь первый момент <субстрата> - отрицательный, второй - положи- тельный. Можем ли мы продолжить этот <спуск> по ступеням абстракции вдоль сочетаний <форма> - <материя>? Для Аристотеля, который мыслит в этом вопросе, как настоящий грек, дальнейшее нисходя- щее движение здесь уже невозможно. <Материя>, из которой возни- кают четыре физических элемента, не обладает уже никакими определенными признаками. Поэтому природа этой <материи> не может быть выражена ни в каком понятии. Но это значит, согласно Аристотелю, что <субстрат> четырех физических элементов - уже не есть действительность и потому не может рассматриваться как действительность. Он может существовать и существует только как <материя>, только как <возможность> другой, какой угодно, любой действительности. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||