|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница На изложенных соображениях основывается важное для Ари- стотеля различие первой и последней материи. <Последняя> материя, согласно разъяснению Аристотеля, - это та <материя>, которая не только есть возможность известной <формы>, но, кроме того, будучи такой возможностью, есть одно- временно и особая <действительность>. <Последняя> материя обла- дает своими особыми, ей одной принадлежащими, признаками, и относительно нее может быть высказано ее определение, может быть сформулировано ее понятие. Так, рассмотренные выше мед- ный шар, медь, четыре физических элемента - примеры <послед- ней> материи в аристотелевском смысле. О них существуют поня- тия, содержащие каждое некоторую сумму особых признаков. В отличие от <последней> материи, <первая> материя есть <материя>, которая может стать действительностью, однако не так, как становится ею <последняя> материя. Мы видели, что в случае <последней> материи по отвлечении от действительности (шара, меди, четырех физических элементов) то, что мы отвлекали от нее, - медь по отношению к шару, четыре элемента по отношению к меди - само по себе было некоторой действительностью. Напро- тив, <первая> материя вовсе не может уже рассматриваться как <действительность>. Она есть только <возможность>, может стать какой угодно <действительностью>, но сама по себе не есть никакая <действительность>. Согласно Аристотелю, <первая> материя нигде и никогда не может восприниматься посредством чувств: она только мыслится и есть поэтому <неопределенный субстрат>. Здесь естественно сопоставить это учение Аристотеля о <первой> материи с учением о <материи> Платона. Как мы видели, Платон противопоставил <идеи> как мир бытия миру небытия. Под небы- тием>, принимающим на себя <идеи> и раздробляющим единство каждой из них во множество, Платон имел в виду именно <мате- рию>. По Платону, познание может быть только относительно бытия, т. е. <идей>. Что касается небытия (<материи>), то к мысли о нем ведет, по Платону, только какой-то незаконный род рассуж- дения. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||