|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Аристотель пытается точно определить этот род рассуждения. Он утверждает, что для получения понятия о <первой> материи пригодна аналогия: подобно тому как <материя> меди (<последняя> материя) относится к <форме> статуи, которая отлита из меди, так <первая> материя относится ко всякой <форме>, которая может из нее произойти. Запишем эти отношения в виде пропорции: <материя> меди : <форма> статуи = X'. любая <форма>. В этой пропорции третий член (X) есть <первая> материя. Хотя он неизвестен, все же он не совершенно непостижим для мысли: его отношение ко всякой <форме> аналогично отношению, которое имеется между глыбой меди и медной статуей. Весь предыдущий анализ был развитием понятия Аристотеля о единичном бытии, или, иначе, о субстанции. Элементами субстанции оказались <форма> и <материя>. Все (кроме <первой> материи) состоит из <формы> и <материи>. Поэтому можно характеризовать аристотелевский мир, сказав, что мир есть совокупность субстан- ций, каждая из которых -некоторое единичное бытие. Но эта характеристика аристотелевского мира совершенно не- достаточна. Коренные свойства мира, кроме указанных, - движе- ние и изменение. Поэтому возникает вопрос: достаточно ли для объяснения движения и изменения одних лишь <формы> и <мате- рии>? Все ли существующее в мире может быть выведено из этих начал или кроме них существуют и должны быть введены в познание еще другие? И если существуют, то каковы они? Учение Для ответа на поставленный здесь вопрос Ари- о четырех причинах стотель рассматривает все, чему учили извест- ные ему философы -древние и его современники, -о началах бытия и мира. Рассмотрение это, по- лагает он, показывает, что история исследовавшей этот вопрос мысли выдвинула - правда, не одновременно, но в лице разных философов и в разные времена - четыре основных начала, или четыре основные причины. Если иметь в виду понятия об этих причинах, то можно сказать, что ими были: 1) <материя> -то, в чем реализуется понятие; 2) <форма>-понятие или понятия, которые принимаются <материей>, когда происходит переход от возможности к действительности; 3) причина движения; 4) цель, ради которой происходит известное действие. Например, когда строится дом, то <материей> при этом процессе будут кирпичи <формой> - самый дом, причиной движения, или действующей причиной, - деятельность архитектора, а целью - назначение дома. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||