|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Перечисление четырех причин Аристотель развивает во 2-й главе 5-й книги <Метафизики> (1013а 24-1013в 3). <Причина в одном смысле, - говорит Аристотель, - обозначает входящий в состав вещи материал, из которого вещь возникает, - каковы, например, медь для статуи и серебро для чаши, а также их более общие роды. В другом смысле так называется форма и образец, иначе говоря - понятие сути бытия и более общие роды этого понятия (например, для октавы - отношение двух к одному и вообще число), а также части, входящие в состав такого понятия. Далее, причина, - это источник, откуда берет первое свое начало изменение или успокоение: так, например, человек, давший совет, является причиною, и отец есть причина ребенка, и вообще то, что делает, есть причина того, что делается, и то, что изменяет - причина того, что изменяется. Кроме того, о причине говорится в смысле цели; а цель, это-то, ради чего,-например, цель гулянья -здоровье. В самом деле, почему [человек] гуляет, гово- рим мы? Чтобы быть здоровым. И сказавши так, мы считаем, что указали причину> [4. С. 79]. Установив, таким образом, существование четырех, причин всего совершающегося, Аристотель ставит вопрос, какие из них основные и несводимые и какие могут быть сведены одни к другим. Анализ вопроса приводит Аристотеля к выводу, что из всех четырех причин существуют две основные, к которым сводятся все прочие. Эти основные и уже ни к чему далее не сводимые причины - <форма> и <материя>. Так, целевая причина сводится к формальной причине, или к <форме>. И действительно. Всякий процесс есть процесс, движу- щийся к некоторой цели. Однако если рассматривать не те пред- меты, которые возникают в результате сознательной целевой деятельности человека, а предметы, которые возникают независимо от этой деятельности как естественные предметы природы, то для этих предметов цель, к которой они стремятся, есть не что иное, как действительность, существующая в них как возможность. Так, можно рассматривать рождение человека как осуществление поня- тия о человеке. Это понятие коренится в качестве возможности в <материи>, или в веществе, из которого состоит человек. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||