|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Сведение <целевой> причины к <форме>, или к осуществленной действительности, возможно для Аристотеля потому, что его учение о <цели>, или <телеология>, есть телеология не только естественная, осуществляющаяся в процессах самой природы независимо от человека, но, кроме того, телеология объективная. В этом новое понятие о телеологии, достигнутое Аристотелем в сравнении с его предшественниками: Сократом и Платоном. У Сократа (каким его, по крайней мере, изображает Платон) был замысел объективной телеологии, поскольку он рассматривал мир как целесообразное образование. Этим объясняется его полемика с Анаксагором. Од- нако в реализации этого замысла Сократ сходит с пути объективной телеологии и во множестве частных исследований рассматривает исключительно субъективную телеологию: целесообразную деятель- ность ремесленников и художников. Более того. Согласно представ- лениям Сократа, окружающие человека предметы имеют ту или иную природу только потому, что, обладая этой природой, они могут быть полезны человеку. У Платона еще яснее, чем у Сократа, выступает замысел объективной телеологии, но и Платон, как Сократ, сбивается на путь субъективного толкования целесообраз- ности. Только у Аристотеля впервые телеология становится после- довательно объективной. По Аристотелю, способность предметов быть полезными (или вредными) для человека по отношению к самим этим предметам есть нечто случайное и внешнее. Предметы обладают не данной или предписанной им извне целью, а сами, в самих себе, объективно имеют цель. Состоит она в реализации, или в осуществлении, <формы>, понятия, таящегося в них самих. Но это и значит, что <цель> сводима к <форме> - к действительности того, что дано как возможность в <материи> предметов. Так же сводима к <формальной> причине, или к <форме>, и движущая причина (<начало изменения>). И этой причиной пред- полагается понятие о предмете, ставшее действительностью, или <форма>. Так, архитектор может быть назван действующей причи- ной дома. Однако так назван он может быть лишь при условии, если он строит дом согласно плану, или проекту, который как понятие существует в его мысли до возникновения реального дома. Выходит, что и причина движения и изменения -не основная и не несводимая: она также сводима к <форме>, ибо понятие о предмете, осуществленное в веществе (<материи>), и есть форма. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||