|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница В этом учении Аристотеля нетрудно заметить различие в пони- мании <формы> и <материи> в зависимости от того, идет ли речь об объяснении существующего в мире движения или об объяснении неподвижного бытия. В обоих случаях необходимо сведение всех четырех причин к <форме> и <материи>. Если рассматриваются отдельные предметы, то под <формой> и <материей> необходимо понимать просто то, из чего состоят эти предметы, иначе - их элементы. Например, для кирпичей <материя> - глина, а <форма> - вылепленные из глины тела, из которых может быть построен дом. Но в <форме> и <материи> можно видеть не только элементы отдельных - природных или создаваемых человеком - предметов. В <форме> и <материи> следует видеть также причины или прин- ципы, исходя из которых мог бы быть объяснен весь мировой процесс в его целом. При таком объяснении под <материей> еще можно разуметь то, что подвергается изменениям, но <форму> в качестве <начала движения> уже нельзя определять как то, чего мир еще только достигает в своем процессе движения. Это невозможно, так как движение не может быть произведено такой формой, которая еще не осуществлена. Понятая в качестве <начала движения>, форма должна быть <формой> уже осуществленной. Если же предмет должен впервые получить свою <форму> посредством движения, но в действительности еще не обладает <формой>, то это значит, что в этом случае <форма> должна необходимо существовать в каком- либо другом предмете. Если рассматриваются уже не отдельные предметы природы, а вся природа в целом или весь мир в целом, то для объяснения его необходимо допустить существование, во-первых, <материи> мира и, во-вторых, <формы> мира, пребывающей, однако, вне самого мира. Но это ведет к вопросу о том, возник ли мир во Пеоводвигатель ^ времени и может ли он погибнуть во времени. Уже было установлено, что возможность движения, наблюдаю- щегося в мире, предполагает: 1) существование <материи> и 2) суще- ствование <формы>, осуществленной в <материи>. Но из этих положений, по Аристотелю, следует, что мир - бытие вечное. До- казывается это просто. Допустим, что был некогда момент, когда движение впервые началось. Тогда возникает альтернатива, т. е. необходимо признать одно из двух: 1) или что <материя> и <форма> уже существовали -до момента начала первого движения или 2) что они до этого момента не существовали. Если они не существовали, то тогда необходимо утверждать, что и <материя>, и <форма> возникли предварительно. А так как возникновение невозможно без движения, то при сделанном допущении получаем нелепый вывод, будто движение существовало до начала движения. Если же <мате- рия> и <форма> уже существовали до момента начала первого движения, то тогда неизбежен вопрос: в силу какой причины |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||