Предыдущая страница Следующая страница

<материя> и <вещество> не породили движения раньше, чем оно
возникло в действительности? Такой причиной могло быть только
существование какого-то препятствия к движению, помехи или
задержки. Однако все это -препятствие, помеха, задержка -мо-
жет быть, в свою очередь, только движением. Выходит, стало быть,
что вновь необходимо предположить, будто движение существовало

еще до начала какого бы то ни было движения. Итак, оба члена
альтернативы привели к противоречию, к абсурдному выводу.

По Аристотелю, существует лишь один способ устранить это
противоречие: необходимо допустить, что происходящее в мире

движение не только не имеет начала, но не имеет и конца, т. е. что
оно вечно. В самом деле, чтобы представить, что совершающийся в
мире процесс движения когда-то, в какой-то определенный момент
времени прекратится, необходимо допустить, что мировое движение
будет прервано каким-то другим движением. Но это значит, что мы
предполагаем возможность движения после полного прекращения
всякого движения.

Доказательство вечного существования мира и вечного сущест-
вования мирового движения необходимо ведет к предположению
вечной причины мира и вечного двигателя мира. Этот вечный двига-
тель есть в то же время первый двигатель (перводвигатель) мира. Без
первого двигателя не может быть никаких других двигателей, не
может быть никакого движения.

Как вечная и невозникшая причина мирового процесса, как
причина всех происходящих в мире движений перводвигатель мира
есть, согласно мысли Аристотеля, бог. Здесь онтология и космология
Аристотеля сливаются с его теологией, или богословием. Именно за
эту сторону учения Аристотеля ухватились мусульманские и хри-
стианские богословы: они пришли к решению использовать - и
использовали - учение Аристотеля, чтобы подвести философскую
основу под догматы мусульманской и христианской религии.

Свои определения свойств божества Аристотель выводит не из
религиозной догматики, которой у греков не было, а из анализа
понятия перводвигателя. Если можно так выразиться, бог Аристо-
теля -не мистический, а в высшей степени <космологический>;
само понятие о нем выводится весьма рационалистическим спосо-
бом. Ход мысли Аристотеля таков.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna