|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница <материя> и <вещество> не породили движения раньше, чем оно возникло в действительности? Такой причиной могло быть только существование какого-то препятствия к движению, помехи или задержки. Однако все это -препятствие, помеха, задержка -мо- жет быть, в свою очередь, только движением. Выходит, стало быть, что вновь необходимо предположить, будто движение существовало еще до начала какого бы то ни было движения. Итак, оба члена альтернативы привели к противоречию, к абсурдному выводу. По Аристотелю, существует лишь один способ устранить это противоречие: необходимо допустить, что происходящее в мире движение не только не имеет начала, но не имеет и конца, т. е. что оно вечно. В самом деле, чтобы представить, что совершающийся в мире процесс движения когда-то, в какой-то определенный момент времени прекратится, необходимо допустить, что мировое движение будет прервано каким-то другим движением. Но это значит, что мы предполагаем возможность движения после полного прекращения всякого движения. Доказательство вечного существования мира и вечного сущест- вования мирового движения необходимо ведет к предположению вечной причины мира и вечного двигателя мира. Этот вечный двига- тель есть в то же время первый двигатель (перводвигатель) мира. Без первого двигателя не может быть никаких других двигателей, не может быть никакого движения. Как вечная и невозникшая причина мирового процесса, как причина всех происходящих в мире движений перводвигатель мира есть, согласно мысли Аристотеля, бог. Здесь онтология и космология Аристотеля сливаются с его теологией, или богословием. Именно за эту сторону учения Аристотеля ухватились мусульманские и хри- стианские богословы: они пришли к решению использовать - и использовали - учение Аристотеля, чтобы подвести философскую основу под догматы мусульманской и христианской религии. Свои определения свойств божества Аристотель выводит не из религиозной догматики, которой у греков не было, а из анализа понятия перводвигателя. Если можно так выразиться, бог Аристо- теля -не мистический, а в высшей степени <космологический>; само понятие о нем выводится весьма рационалистическим спосо- бом. Ход мысли Аристотеля таков. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||