|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Предметы, рассматриваемые относительно движения, могут быть троякой природы: 1) неподвижные; 2) самодвижущиеся и 3) движу- щиеся, но не спонтанно, а посредством других предметов. Перводвигатель, как это следует из самого его определения или понятия о нем, не может приводиться в движение ничем другим. В то же время перводвигатель не может быть и самодвижущимся. В самом деле. Если мы рассмотрим понятие о самодвижущемся предмете, то в нем необходимо будет различить два элемента: движущий и движимый. Поэтому в перводвигателе, если он само- движущееся бытие, необходимо должны быть налицо оба названных элемента. Но тогда очевидно, что подлинным двигателем может быть только один из двух элементов, а именно - движущее. Рассмотрим теперь движущее. Относительно этого элемента так же необходимо возникает вопрос: как необходимо понимать дви- жущее, будет ли оно самодвижущимся или неподвижным. Если оно будет самодвижущимся, то первым двигателем вновь будет движу- щий элемент и т. д. Рассуждение продолжается, пока мы не придем, наконец, к понятию неподвижного перводвигателя. Но существуют, по Аристотелю, и другие основания, в силу которых перводвигатель должен быть мыслим только как неподвиж- ный двигатель. Астрономические наблюдения неба так называемых неподвижных звезд во времена Аристотеля, когда не существовало еще высокоточных способов для наблюдения изменений в угловом расстоянии между звездами, приводили к выводу, будто мир дви- жется непрерывным и равномерным движением. Напротив, само- движущиеся предметы, а также предметы, движимые другими предметами, не могут быть источником непрерывных и равномер- ных движений. В силу этого соображения - таков вывод Аристо- теля - перводвигатель мира должен быть сам неподвижным. Из неподвижности перводвигателя мира Аристотель выводит как необходимое свойство бога его бестелесность. Всякая телесность, или материальность, есть возможность иного бытия, перехода в это иное, а всякий переход, по Аристотелю, есть движение. Но бог, он же перводвигатель, - неподвижное бытие; следовательно, бог не- обходимо должен быть бестелесным. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||