Предыдущая страница Следующая страница

Предметы, рассматриваемые относительно движения, могут быть
троякой природы: 1) неподвижные; 2) самодвижущиеся и 3) движу-
щиеся, но не спонтанно, а посредством других предметов.

Перводвигатель, как это следует из самого его определения или
понятия о нем, не может приводиться в движение ничем другим. В
то же время перводвигатель не может быть и самодвижущимся. В
самом деле. Если мы рассмотрим понятие о самодвижущемся
предмете, то в нем необходимо будет различить два элемента:
движущий и движимый. Поэтому в перводвигателе, если он само-
движущееся бытие, необходимо должны быть налицо оба названных
элемента. Но тогда очевидно, что подлинным двигателем может быть
только один из двух элементов, а именно - движущее.

Рассмотрим теперь движущее. Относительно этого элемента так
же необходимо возникает вопрос: как необходимо понимать дви-
жущее, будет ли оно самодвижущимся или неподвижным. Если оно
будет самодвижущимся, то первым двигателем вновь будет движу-

щий элемент и т. д. Рассуждение продолжается, пока мы не придем,
наконец, к понятию неподвижного перводвигателя.

Но существуют, по Аристотелю, и другие основания, в силу
которых перводвигатель должен быть мыслим только как неподвиж-
ный двигатель. Астрономические наблюдения неба так называемых
неподвижных звезд во времена Аристотеля, когда не существовало
еще высокоточных способов для наблюдения изменений в угловом
расстоянии между звездами, приводили к выводу, будто мир дви-
жется непрерывным и равномерным движением. Напротив, само-
движущиеся предметы, а также предметы, движимые другими
предметами, не могут быть источником непрерывных и равномер-
ных движений. В силу этого соображения - таков вывод Аристо-
теля - перводвигатель мира должен быть сам неподвижным.

Из неподвижности перводвигателя мира Аристотель выводит как
необходимое свойство бога его бестелесность. Всякая телесность,
или материальность, есть возможность иного бытия, перехода в это
иное, а всякий переход, по Аристотелю, есть движение. Но бог, он
же перводвигатель, - неподвижное бытие; следовательно, бог не-
обходимо должен быть бестелесным.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna