Предыдущая страница Следующая страница

Нематериальностью, или бестелесностью, неподвижного перво-
двигателя обосновывается новое важное его свойство. Как немате-
риальный, бог (неподвижный перводвигатель) никоим образом не
может быть мыслим как бытие в возможности, не может быть ни
для чего субстратом. Чуждый возможности, бог есть всецело дей-
ствительность, и только действительность, не <материя>, а всецело
<форма>, и только <форма>.

Но откуда может возникнуть у нас понятие о такой чистой
<форме>, если все предметы мира, с которыми мы имеем дело в
нашем опыте, всегда есть не чистая <форма>, а сочетание <формы>
с <материей>? Как и в других вопросах своего учения о бытии и о
мире, Аристотель ищет ответ на этот вопрос при посредстве анало-
гии. Чтобы получить понятие о чистой действительности, или о
чистой <форме>, необходимо, как утверждает он, рассмотреть со-
вокупность вещей и существ природного мира.

Объективный идеалист в своем философском учении о бытии,
Аристотель рассматривает мир как определенную градацию <форм>,
которая есть последовательное осуществление понятий. Каждый
предмет материального мира есть, во-первых, <материя>, т. е.
возможность или средство реализации своего понятия, и, во-вто-
рых, <форма>, или действительность этой возможности, или осу-
ществление понятия.

Наивысшее существо материального мира - человек. Как в
любом другом предмете этого мира, в человеке следует видеть
соединение <материи>, которой в этом случае будет тело человека,
с <формой>, которой будет его душа. Как <материя> тело есть
возможность души. Но и в душе должны быть налицо как высший
элемент, так и низшие. Высший элемент души - ум. Это последняя

действительность, и возникает она из низших функций души как
из возможности.

Аристотель переносит результаты этого рассуждения по анало-
гии на своего бога. Так как бог, по Аристотелю, - наивысшая
действительность, то бог есть ум (No^).

В этом уме необходимо различать активный и пассивный эле-
менты. Активный элемент сказывается, когда мысль есть мысль
деятельная. Но высшая деятельность мысли, по Аристотелю, -
деятельность созерцания. Стало быть, будучи умом и высшей дейст-
вительностью, ум бога есть ум, вечно созерцающий.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna