|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Нематериальностью, или бестелесностью, неподвижного перво- двигателя обосновывается новое важное его свойство. Как немате- риальный, бог (неподвижный перводвигатель) никоим образом не может быть мыслим как бытие в возможности, не может быть ни для чего субстратом. Чуждый возможности, бог есть всецело дей- ствительность, и только действительность, не <материя>, а всецело <форма>, и только <форма>. Но откуда может возникнуть у нас понятие о такой чистой <форме>, если все предметы мира, с которыми мы имеем дело в нашем опыте, всегда есть не чистая <форма>, а сочетание <формы> с <материей>? Как и в других вопросах своего учения о бытии и о мире, Аристотель ищет ответ на этот вопрос при посредстве анало- гии. Чтобы получить понятие о чистой действительности, или о чистой <форме>, необходимо, как утверждает он, рассмотреть со- вокупность вещей и существ природного мира. Объективный идеалист в своем философском учении о бытии, Аристотель рассматривает мир как определенную градацию <форм>, которая есть последовательное осуществление понятий. Каждый предмет материального мира есть, во-первых, <материя>, т. е. возможность или средство реализации своего понятия, и, во-вто- рых, <форма>, или действительность этой возможности, или осу- ществление понятия. Наивысшее существо материального мира - человек. Как в любом другом предмете этого мира, в человеке следует видеть соединение <материи>, которой в этом случае будет тело человека, с <формой>, которой будет его душа. Как <материя> тело есть возможность души. Но и в душе должны быть налицо как высший элемент, так и низшие. Высший элемент души - ум. Это последняя действительность, и возникает она из низших функций души как из возможности. Аристотель переносит результаты этого рассуждения по анало- гии на своего бога. Так как бог, по Аристотелю, - наивысшая действительность, то бог есть ум (No^). В этом уме необходимо различать активный и пассивный эле- менты. Активный элемент сказывается, когда мысль есть мысль деятельная. Но высшая деятельность мысли, по Аристотелю, - деятельность созерцания. Стало быть, будучи умом и высшей дейст- вительностью, ум бога есть ум, вечно созерцающий. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||