|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница В этом своем утверждении Аристотель - родоначальник тезиса, принятого впоследствии схоластиками, а в XVII в. эмпириками: nihil est in intellectu quod поп prius ftierit in sensu. временно отсутствуют зрительные ощущения, никак не следует, будто свойства, воспринимаемые людьми посредством зрения, от- сутствуют в самом предмете. Однако в момент, когда к человеку вернется способность зрения, то, что он увидит, будет уже необхо- димо относиться к области видимого. Начиная с этого момента уже нет смысла спрашивать, что чему предшествует: видимое или ощущение видения, они оба, начиная с этого момента, одновремен- ны, соотносительны. И точно таково же отношение знания к своему предмету. Оно подобно отношению меры к измеримому или измеренному. По- скольку познание направляется во времени к постижению своего предмета, этот предмет предшествует познанию, а познание зависит от своего предмета. В этом смысле соотношение между ними однозначно, необратимо. Но если знание рассматривается как уже возникшее, как уже осуществляющееся, как уже отнесенное к своему предмету, то предмет и знание о нем составляют нераздельное целое. Правда, в этом целом можно посредством абстракции выделить оба его эле- мента - предмет знания и знание предмета, но все же единство обоих не теряет от этого своей реальности [О душе. Ill, 6, 430а 4 и ел. и во многих других местах]. Предмет, рассматриваемый сам по себе, есть только возможный предмет знания. Если бы он остался только возможным, знание не могло бы возникнуть. Но как только у ученого возникает созерцание предмета знания, с этого момента разом и предмет знания, и знание предмета становятся действи- тельностью: они уже составляют единство. Отсюда Аристотель заключает, что знание есть род обладания [см. 12. VI, 3, 1139в 31 и ел.], т. е. способ бытия специфического рода. Основные черты научного знания. Как специфический род бытия знание отличается, по Аристотелю, тремя основными чертами. Эти черты: 1 ) доказательность - всеобщность и необходимость; 2) способ- ность объяснения; 3) сочетание единства со степенями подчинения. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||