|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Начнем с первой черты науки - ее доказательности. По опре- делению самого Аристотеля, наука есть вид бытия, способный доказывать. Само же доказательство может быть доказательством только того, что не может происходить иначе [см. 2. 1, 2]. Оно состоит в получении заключения из начал: истинных, необходимых и относящихся к предмету доказательства. Доказательство невоз- можно ни о случайном бытии, ни о том, что возникает и разрушается [см. 2. 1, 8, 75в 24], а лишь об общем. Если же общего нет налицо, то предмет доказательства - это, по крайней мере, то, что случается всего чаще. Пример -затмение Луны. Будучи тем, что оно есть, затмение это происходит всякий раз одним и тем же способом. И хотя оно не происходит всегда, оно, по крайней мере, есть частный случай общего рода [см. там же. 1, 6, 75а 19; конец 8-й гл.]. Из текстов видно, что общее сливается у Аристотеля с необходи- мым и что необходимость может быть даже в том, что встречается только часто и отнюдь не постоянно. Этим не исключается наи- высшая ценность, которую для знания представляет безусловное постоянство явления -такого, как, например, движение неба. Однако научное знание об общем уже налицо, если мы знаем суть бытия вещи: существует знание о каждой вещи, если мы знаем сущность ее бытия [см. 4. VI, 6, 1031в 6]. Научное предложение характеризуется, таким образом, необхо- димостью своего содержания и всеобщностью своего применения. Правда, отдельный ученый всегда рассматривает и может рассмат- ривать только единичные сущности (<субстанции>), но наука в целом слагается и состоит из общих предложений. Способность науки к определению сущности и всеобщность применения усматриваемых ею положений обусловливает объясни- тельный характер знания. Задача научного знания заключается, во-первых, в фиксировании некоего обстоятельства, или факта. Во-вторых, задача науки - в выяснении причины. Знание предпо- лагает, что известна причина, в силу которой вещь не только существует, но и не может существовать иначе, чем как она существует [см. там же. 1, 2]. В-третьих, знание есть исследование сущности факта. В плане бытия необходимая причина может быть только сущностью вещи. В плане познания или в логическом плане она может быть лишь началом (принципом) в отношении к его логическим следствиям. Собственно, доказательство и есть позна- ние этой причины: <Если тот, кто при наличии доказательства [предмета] не имеет понятия о том, почему [предмет] есть, то он [предмета] не знает> [2. 1, 6, 74в 28]. Такое логическое объяснение посредством понятий обосновывает право на познание даже слу- чайностей: согласно разъяснению Аристотеля, существует не только случайность в узком смысле (как, например, для человека случай- ность в том, что у него светлые или темные волосы), но также и то, что, по Аристотелю, есть <случайность в себе>. Таковы свойства, которые не производят сущности человека непосредственно, но которые происходят из этой его сущности. Объяснить эти свойства - значит доказать при помощи логической дедукции, каким образом они из нее происходят [см. 2. 1, 6, 75а 29-31]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||