|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Наконец, в-четвертых, знание есть исследование условий, от которых зависит существование или несуществование факта. Рассматриваемый в целом процесс знания ведет от вещей, познаваемых <через свое отношение к нам>, стало быть, от понятий, первых для нас, к понятиям, которые являются первыми сами по себе. Эти последние постигаются только умом. Они образуют род возведения (редукции) и в конце концов приводят к положениям, уже недоказуемым. Редукция необходимо стремится к достижению начал, недоказуемых положений: то, что не имеет конца - <бес- предельное>, -не может стать предметом научного познания. До- казательство, исходящее из начала, основательнее доказательства, не исходящего из начала, а доказательство, <в большей мере исхо- дящее из начала, основательнее того, которое исходит из начала в меньшей мере> [там же. 24, 86а 16 и ел.]. В конечном счете редукция приводит к <непосредственным> предложениям. Такие предложе- ния прямо постигаются умом, не доказываются. Относительно высшего начала знания <не может быть ни науки, ни искусства, ни практичности, ибо всякое научное знание требует доказательств> [12. VI, 6]. В той же мере, в какой последние предложения науки все же составляют предмет знания, знание это уже недоказательное [см. 2. 1, 3, 72в 20 и ел.]. Третья черта знания - его единство, соединенное с подчине- нием одних знаний другим. Единство науки означает прежде всего, что различные предметы науки принадлежат составу одного и того же рода. Далее, это единство обусловливается и тем, что различные предметы могут относиться все к одному и тому же предмету и быть, таким образом, через отношение к этому предмету в одинаковом к нему отношении. Именно таково единство, в котором все науки находятся относительно первой науки - науки <о бытии как о бытии>. <Бытие> здесь - общий предмет и основа аналогии, кото- рая в нем связывает в единство различные его роды. Но каждая отдельная наука обусловлена своим особым логиче- ским родом и составляет сама по себе некоторое единство. Отсюда сразу получается важный вывод, отличающий теорию науки Ари- стотеля от теории науки Платона. Согласно теории Платона все знания образуют соподчинение, или иерархию, на вершине которой стоит знание о высшей из <идей> - <идее> блага. Напротив, у Аристотеля единой для всех наук иерархии не может быть. Науки <не сводимы - ни одна к другим, ни к одному-единственному роду> [4. V, конец 28-й главы]. Так же как различаются по роду <форма> и <материя>, <точно так же - все то, о чем идет речь по разным формам высказывания о сущем, ибо из того, что есть, одно означает собою суть той или иной [вещи], другое -что-нибудь качествен- но-определенное, и так дальше...; оно... не сводится ни друг на друга, ни на что-нибудь одно> [там же]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||