Предыдущая страница Следующая страница

Именно поэтому невозможен никакой переход от одной науки
к другой: от предмета арифметики, например, к предмету геометрии.

Однако этому выводу Аристотеля явно противоречит другое его
положение: поскольку общий предмет - бытие - образует основу
аналогии, которая связывает различные роды единого бытия, све-
дение одних наук к другим в каком-то смысле все же возможно. В
этом смысле существует иерархия наук и возможна их классифика-
ция, сводящая науки в некоторое единство. Наука - не простая
сумма совершенно разнородных знаний. Существуют науки, кото-
рые в сравнении с другими находятся ближе к общему предметному
пределу знания. Чем выше стоит наука на ступеньках иерархии, тем
точнее доступное для нее знание, тем больше в ней ценности.
Иллюстрации этого положения находим во <Второй Аналитике> -
в 27-й главе ее 1-й книги. По Аристотелю, наука, дающая одновре-
менно и знание того, что что-нибудь есть, и знание того, почему
что-нибудь есть, а не только знание того, что что-нибудь есть, -

более точная и высшая, чем наука, дающая знание только того,
почему что-нибудь есть. И точно так же науки, возвышающиеся до
абстракций над непосредственной чувственной основой, выше на-
ук, имеющих дело с этой основой. Поэтому, например, арифметика
в глазах Аристотеля выше, чем гармоника. Наконец, наука, исхо-
дящая из меньшего числа начал, точнее и выше, чем наука, требу-
ющая дополнительных начал. В этом смысле арифметика, по
Аристотелю, выше геометрии: единица - предмет арифметики -
сущность без положения в пространстве, но точка -предмет гео-
метрии - сущность, имеющая положение в пространстве.

Только что рассмотренными соображениями подготовляется у
Аристотеля решение вопроса о классификации наук. К вопросу о
классификации относятся исследования Аристотеля в <Метафи-
зике> (VI, 1), в <Топике> (VI, 6; VIII, 1), в <Этике Никомаха> (VI,
2, 3-5).

Наибольшее достоинство и наивысшее положение Аристотель
отводит наукам <теоретическим> (<созерцательным>) . Науки эти
дают знание начал и причин и потому <согласны с философией>.
Единственный предмет теоретических наук - знание само по себе,
искомое не ради какой-либо практической цели. Однако, будучи
отрешенными от практической корысти, теоретические науки со-
ставляют условие наук <практических>. Предмет этих наук -

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna