|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Именно поэтому невозможен никакой переход от одной науки к другой: от предмета арифметики, например, к предмету геометрии. Однако этому выводу Аристотеля явно противоречит другое его положение: поскольку общий предмет - бытие - образует основу аналогии, которая связывает различные роды единого бытия, све- дение одних наук к другим в каком-то смысле все же возможно. В этом смысле существует иерархия наук и возможна их классифика- ция, сводящая науки в некоторое единство. Наука - не простая сумма совершенно разнородных знаний. Существуют науки, кото- рые в сравнении с другими находятся ближе к общему предметному пределу знания. Чем выше стоит наука на ступеньках иерархии, тем точнее доступное для нее знание, тем больше в ней ценности. Иллюстрации этого положения находим во <Второй Аналитике> - в 27-й главе ее 1-й книги. По Аристотелю, наука, дающая одновре- менно и знание того, что что-нибудь есть, и знание того, почему что-нибудь есть, а не только знание того, что что-нибудь есть, - более точная и высшая, чем наука, дающая знание только того, почему что-нибудь есть. И точно так же науки, возвышающиеся до абстракций над непосредственной чувственной основой, выше на- ук, имеющих дело с этой основой. Поэтому, например, арифметика в глазах Аристотеля выше, чем гармоника. Наконец, наука, исхо- дящая из меньшего числа начал, точнее и выше, чем наука, требу- ющая дополнительных начал. В этом смысле арифметика, по Аристотелю, выше геометрии: единица - предмет арифметики - сущность без положения в пространстве, но точка -предмет гео- метрии - сущность, имеющая положение в пространстве. Только что рассмотренными соображениями подготовляется у Аристотеля решение вопроса о классификации наук. К вопросу о классификации относятся исследования Аристотеля в <Метафи- зике> (VI, 1), в <Топике> (VI, 6; VIII, 1), в <Этике Никомаха> (VI, 2, 3-5). Наибольшее достоинство и наивысшее положение Аристотель отводит наукам <теоретическим> (<созерцательным>) . Науки эти дают знание начал и причин и потому <согласны с философией>. Единственный предмет теоретических наук - знание само по себе, искомое не ради какой-либо практической цели. Однако, будучи отрешенными от практической корысти, теоретические науки со- ставляют условие наук <практических>. Предмет этих наук - |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||