|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница чаи, когда обращение предложения (перемена местами его субъекта и предиката) возможно и когда оно невозможно. В первом случае приписанный предмету атрибут или точно выражает сущность предмета и представляет его дефиницию, или не дает точного определения предмета и есть только его <собственное> свойство; например, когда <грамматик> по отношению к <человеку> не выра- жает сущности человека, а представляет единственный открывший- ся познанию его атрибут. Во втором случае <обращение> неосуществимо. Здесь, в свою очередь, представляются две возмож- ности: первая, когда свойство есть элемент определяемого, но имеет в сравнении с ним больший объем. Такое свойство - род. Или вторая возможность, когда это свойство -не род, а видовое отли- чие, но опять-таки с объемом большим, чем у определяемого. Если же приписанное предмету свойство не есть элемент его сущности, то оно будет <случайным> качеством [см. Топика. 1, 4 и 8]. Сказанным определяется возможный способ <испытания> пред- ложений. Если сущность вещи или существа предполагают выразить посредством какого-либо свойства (атрибута), то для проверки предложения можно сопоставить его или с отдельными экземпля- рами рода, или с видами. Чтобы проверить, например, предложение: <Наука о различных противоположностях есть одна и та же>,- необходимо сопоставить это предложение с различными видами противоположностей, а затем исследовать эти самые противопо- ложности. Таковы некоторые виды логического испытания предложений. Самым ценным из них будет испытание точности, с которой указывается род определяемого. Для этого рассматриваются отно- шения определяемого предмета к различным видам его рода: если он не попал ни в один из них, то это доказывает, что он и не принадлежит к указанному роду; или проверяют, действительно ли указанный род ближайший, а для этого исследуют, не входят ли в этот род термины, отличные от определяемого. В этих логических <испытаниях> есть нечто общее: во всех них сопоставляются одни вероятности с другими. Как впоследствии у Ф. Бэкона, предполагается, что даже одна-единственная невероят- ность дает повод для сомнения и выдвигает на очередь задачу проверки и критического испытания. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||