|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Две мысли характерны для аристотелевской теории доказатель- ства. Первая состоит в утверждении, что исходные начала доказа- тельства - сущности, природа которых недоступна доказательству: вторая - в утверждении, что доказательство все же способно по- лучать из сущностей свойства, вытекающие из их природы. Дости- гается это посредством деления. Для этого необходимо <брать все, относящееся к существу [вещи], и делением [все] расположить по порядку, постулируя первичное и ничего не оставляя без внимания. И это [приписываемое] необходимо [содержит определение], если все включается в деление и ничего не упускается> [2. II, 5, 91в 28 ел.]. Ценность, в глазах Аристотеля, этого способа получения свойств из сущностей представится еще большей, если учесть, что сущности, познание которых имеет в виду Аристотель, в большинстве не простые, а сложные. Знание о таких сущностях дано в суждениях, которые указывают отношение <материи> к <форме>. Именно этот метод применяется в доказательстве. Последнее есть умозаключение, в котором из сущности с необходимостью полу- чаются истинные свойства. Свойства эти следуют из сущности, но не порождают ее как таковую. Научное умозаключение исходит как из начальных и непосредственных, из максимально очевидных истин. Заключение зависит от них как от своей причины, а его применение адекватно его предмету. Задача доказательства - привести к усмотрению, что некоторое свойство принадлежит предмету или что некий предикат принад- лежит субъекту. Возможные виды силлогизмов не исчерпываются его научной формой. <...[Всякое] доказательство, -говорит Аристотель, - есть некоторого рода силлогизм, но не всякий силлогизм -дока- зательство> [1. 1, 4, 25в 29]. И он выделяет в классе силлогизмов <риторические> и <диалектические> силлогизмы, вполне коррект- ные по логической связи между посылками и заключениями, но начала их -только вероятные положения, принятые на веру. А в <Топике> [см. Топика. IX, II, 171в 8] Аристотель указывает как виды умозаключений силлогизмы <софистические> и <эвристиче- ские>. В этих силлогизмах, которые по сути есть лишь разновидно- сти предшествующих, более обнажен всего лишь вероятный характер положений, на которых они основываются. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||