Предыдущая страница Следующая страница

жении в суждении -в обосновании заключений: <...[предположе-
ния] - это [суждения], при наличии которых получается заключе-
ние благодаря тому, что они есть> [там же].

Постулатами (<требованиями>) Аристотель называет положе-
ния, которые принимаются в пределах данного научного рассужде-
ния, но принимаются или при полном отсутствии у учащегося
мнения по поводу исследуемого предмета, или даже при наличии
несогласия учащегося с постулируемым положением. <...Если при-
нимают [что-то], в то время, как [учащийся] не имеет никакого
мнения (об этом] или имеет мнение, противное [этому], то посту-
лируют это> [там же].

Мы рассмотрели первые две части учения Ари-
Метод установлення
исходных принципов стотеля о научном познании: диалектику ве-

науки       роятного знания и метод достоверной науки.

Третью часть его учения о познании составляет
учение о методике установления исходных положений науки.

Уже в аристотелевской <диалектике> показывается, каким об-
разом ум может подготовляться - посредством отбрасывания за-
блуждений, ложных мнений -к достоверному созерцанию
основных положений науки. Специальным методом подготовки к
усмотрению общего -через частное -должна быть, по Аристоте-
лю, <индукция> (еяауюуп). Применение этого слова стало техниче-
ским термином логики, по-видимому, впервые у Аристотеля.
Первоначально термин мог означать способ перехода от одних
знаний, которыми ученики уже владели, к новьм. Аристотелевская
<индукция> уже есть путь от единичных случаев к общим положе-
ниям. Разъяснение термина в этом смысле дано в <Топике>. Но в
<Аналитике> в качестве отправного пункта индукции указано вместо
<единичного> <частное>, а индукция как метод противопоставлена
дедукции, отправляющейся от всеобщего.

Вся.небольшая глава 1 -и книги <Второй Аналитики> доказывает,
что общее знание невозможно без индукции, а индукция - без
чувственного восприятия. Если нет чувственного восприятия, рас-
суждает Аристотель, <то необходимо будет отсутствовать и какое-
нибудь знание, которое невозможно [в таком случае] приобрести,
поскольку мы научаемся [чему-нибудь] либо через индукцию, либо
посредством доказательства> [2. 1, 18, 81а- 81в]. Хотя доказатель-
ство исходит из общего, а индукция - из частного, однако и общее

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna