|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница жении в суждении -в обосновании заключений: <...[предположе- ния] - это [суждения], при наличии которых получается заключе- ние благодаря тому, что они есть> [там же]. Постулатами (<требованиями>) Аристотель называет положе- ния, которые принимаются в пределах данного научного рассужде- ния, но принимаются или при полном отсутствии у учащегося мнения по поводу исследуемого предмета, или даже при наличии несогласия учащегося с постулируемым положением. <...Если при- нимают [что-то], в то время, как [учащийся] не имеет никакого мнения (об этом] или имеет мнение, противное [этому], то посту- лируют это> [там же]. Мы рассмотрели первые две части учения Ари- Метод установлення исходных принципов стотеля о научном познании: диалектику ве- науки роятного знания и метод достоверной науки. Третью часть его учения о познании составляет учение о методике установления исходных положений науки. Уже в аристотелевской <диалектике> показывается, каким об- разом ум может подготовляться - посредством отбрасывания за- блуждений, ложных мнений -к достоверному созерцанию основных положений науки. Специальным методом подготовки к усмотрению общего -через частное -должна быть, по Аристоте- лю, <индукция> (еяауюуп). Применение этого слова стало техниче- ским термином логики, по-видимому, впервые у Аристотеля. Первоначально термин мог означать способ перехода от одних знаний, которыми ученики уже владели, к новьм. Аристотелевская <индукция> уже есть путь от единичных случаев к общим положе- ниям. Разъяснение термина в этом смысле дано в <Топике>. Но в <Аналитике> в качестве отправного пункта индукции указано вместо <единичного> <частное>, а индукция как метод противопоставлена дедукции, отправляющейся от всеобщего. Вся.небольшая глава 1 -и книги <Второй Аналитики> доказывает, что общее знание невозможно без индукции, а индукция - без чувственного восприятия. Если нет чувственного восприятия, рас- суждает Аристотель, <то необходимо будет отсутствовать и какое- нибудь знание, которое невозможно [в таком случае] приобрести, поскольку мы научаемся [чему-нибудь] либо через индукцию, либо посредством доказательства> [2. 1, 18, 81а- 81в]. Хотя доказатель- ство исходит из общего, а индукция - из частного, однако и общее |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||