|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница <нельзя рассматривать без посредства индукции, ибо и так называ- емое отвлеченное познается посредством индукции, [именно], если кто-либо хочет показать, что некоторые [признаки]... присущи каждому роду... Но индукция невозможна без чувственного восп- риятия, так как чувственным восприятием [познаются] отдельные [вещи], ибо [иначе] получить о них знание невозможно> [там же]. Таким образом, <как знание, [приобретаемое] из общего, невоз- можно без индукции, так и [знание] посредством индукции невоз- можно без чувственного восприятия> [там же. 81в]. <Индуктивные> умозаключения, как их понимает Аристотель, не составляют еще науку в собственном смысле, но образуют (наподобие аристотелевских <диалектических> аргументов) только подготовку, или преддверие к ней. Характерно, что как на своего предшественника в обосновании метода науки Аристотель указывает не на Платона, с которым он в этой связи полемизирует, а на Сократа. Но тут же он подчеркивает, что даже у Сократа речь шла не о самой науке, а только о <начале знания>: <...две вещи надо было бы отнести на счет Сократа - индуктивные рассуждения и образование общих определений: в обоих этих случаях речь идет о начале знания> [4. XIII, 4, 1078в 27 и ел.]. Напротив, платоновская <диалектика> как учение об <идеях>, приписавшее общим сторонам вещей обособленное существование, не может быть истинным методом науки. Аристотель находит, что <диалектический> (в его, аристотелев- ском смысле) силлогизм и <индукция> определяют формальный характер двух видов вывода, которые он назвал <энтимемой> и <примером> . Исходной точкой <энтимемы> Аристотель счи- тает предположение некоторого общего поло- жения, которому должны быть подчинены частные случаи. Например: если война -причина бедствий, от которых мы стра- даем, то мы можем исправить свое состояние только посредством мира [см. 10. 1, 23]. Рассуждение предполагает здесь вероятность не только для некоторых частных случаев, но и общего значения. Эта вероятность касается результатов войны и мира, которые могут быть сопоставлены. Но <энтимема> может иметь исходной точкой и другое, принятое в качестве общего или обычного, отношение <признака>. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||