|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Из таблицы не видно, каким принципом и каким планом руководствовался Аристотель, развивая эту свою систему категорий. Было выдвинуто предположение, согласно которому происхожде- ние и порядок категорий в таблице эмпирические: Аристотель, исследуя отдельный предмет, ставил вопрос, какие различные оп- ределения могут быть ему приписаны, а затем сводил добытые таким образом определения в известные рубрики. В итоге таких рубрик (категорий) набралось десять. Впрочем, их десять лишь в <Категориях>. В других сочинениях Аристотель указывает всего восемь первых категорий, или шесть, или даже четыре, не выделяя остальных. Даже по вопросу о составе категорий окончательного результата Аристотель не фиксирует: в <Метафизике> вслед за категорией места идет категория движения, нигде больше не встречающаяся в качестве категории. Трудно обосновать в подробностях и порядок, в котором высту- пают у Аристотеля его десять категорий: и здесь в различных сочинениях различные перечни дают неодинаковую последова- тельность. Все же в отношении первых категорий порядок их следования, как он изложен в сочинении <О категориях>, представляется есте- ственным. Категория сущности первая открывает собой всю табли- цу, и это вполне понятно: сущность Аристотеля - то, под условием чего единственно возможно все, что относится ко всем остальных категориям. Если категории - наиболее общие роды или типы <оказывания> о каждой единичной вещи, то условием возможности всех таких оказываний должно быть отдельное бытие самой этой вещи, ее субстанциальное существование. И в <Физике> Аристотель говорит: <Ни одна из прочих категорий не существует в отдельности, кроме сущности: все они высказываются о подлежащем <сущность>. Но именно поэтому <субстанция> - самобытное, независимое еди- ничное бытие вещи - только определяется посредством категорий, но сама по себе, по сути, не есть категория>. Аристотель сам разъясняет, что среди многих значений того, что говорится о сущем, <на первом месте стоит суть вещи, которая указывает на сущность> [4. VII, 1, 1028а 14-15]. Хотя о сущем говорится с различных точек зрения, но всегда в отношении к одному началу; в одних случаях это название применяется потому, что мы имеем перед собой сущности, в других -потому, что это состояния сущности, иног- да потому, что это путь к сущности (о^стих) (см. там же. IV, 1, ЮОЗв 6 и ел.]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||