|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Из десяти названных категорий Аристотель более или менее обстоятельно рассматривает в дошедших до нас сочинениях только первые четыре: сущность, количество, качество и отношение. Име- ется сообщение, будто Аристотель написал специальный, не дошед- ший до нас трактат о категориях <действования> и <страдания>. Кроме того, действование предметов друг на друга рассматривается, но только в разрезе физики, а не логики и не учения о категориях - в <Физике>. Здесь обосновывается положение, что условием воз- можности действия одних предметов на другие является их родовая общность и наличие между ними видовых различий: ни предметы, вполне сходные, ни предметы, вполне различные, не могут дейст- вовать друг на друга. 10. психология Аристотель - основоположник не только логики, но и психо- логии. Ему принадлежит специальный трактат <О душе> - одно из знаменитейших его произведений. В нем рассматриваются природа души, явления восприятия и памяти. Душа - организующая форма. В душе Аристотель видит высшую деятельность человеческого тела. Это его действительность, его <энтелехия>, его осуществление. Поэтому между душой и телом имеется, согласно Аристотелю, тесная связь. Но связь эта распространяется не на все психические функции. В душе человека существует часть, присущая определен- ной ступени человеческого развития, но тем не менее часть, не возникающая и не подлежащая гибели. Часть эта - ум. На ум уже нельзя смотреть как на органическую функцию. В известный мо- мент развития ум оказывается для человека чем-то непосредственно данным. Как таковой ум не прирожден телу, но приходит извне. Именно поэтому ум, в отличие от тела, неразрушим, а его суще- ствование не ограничено длительностью человеческой жизни. За исключением ума все остальные (низшие), т. е. <растительная> и <животная>, части души подлежат разрушению так же, как и тело. Впрочем, на прямой и открыто выраженный разрыв с традици- онной верой в бессмертие души Аристотель не отважился. В его суждениях о природе души осталась недоговоренность, и в схола- стике возникли споры, как надо понимать неясное учение Аристо- теля о бессмертии <активной> части ума, а значит души. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||