Предыдущая страница Следующая страница

Специальное исследование Аристотель посвятил объяснению
явлений памяти. Воспоминание, согласно его учению, есть воспро-
изведение представлений, существовавших ранее. Условие воспо-
минания -связи, посредством которых вместе с появлением
одного предмета возникает представление о другом. Самые связи,
обусловливающие характер или род воспоминания, могут быть
связями по порядку, по сходству, по противоположности и по
смежности. Это догадка об ассоциациях.

II. ЭТИКА

Аристотель выделяет этику в особую и притом значительную
проблему философии. Вопросам этики посвящены в собрании
сочинений Аристотеля три специальных сочинения: <Этика Нико-
маха>, предназначенная для Никомаха, сына Аристотеля; <Этика
Евдема>, составленная, по-видимому, на основании записей его

друга и ученика Евдема; <Большая этика> - извлечение из обеих
предыдущих.

Учение о нравственной деятельности и о нравственных добле-
стях строится у Аристотеля на основе его объективной телеологии,
охватывающей весь мир и всю деятельность в нем человека.

В человеке, как и во всякой вещи, заложено внутреннее стрем-
ление к благой цели, однако это стремление встречается с препят-
ствиями, которые также таятся в природе самого человека. То, к
чему все стремится, есть благо, и всякая деятельность стремится к
некоторому благу. Некоторые цели при этом лишены самодовлею-
щего значения и остаются только средствами, подчиненными дру-
гим целям. Но есть цель, которой люди желают только ради нее
самой. Такая цель - высшее благо, и раскрывает ее высшая руко-
водящая наука - политика. И хотя благо отдельного лица совпадает
с благом государства, достигнуть блага для всего государства и
удержать это благо - наиболее высокая и совершенная задача.

Согласно первоначальному определению, высшее благо есть
блаженство, т. е. хорошая жизнь и деятельность. Это блажество не
может состоять ни в материальном богатстве, ни в наслаждении,
ни даже в одной добродетели. Например, богатство не может быть
высшей целью жизни, так как оно всегда есть средство для другой
цели, в то время, как <совершенное благо - самодовлеюще> [Ник.
этика. 1, 5, 1097в 8]. Как самодовлеющее, благо жизни, согласно
формальному определению, - само себе цель и ни в чем не нуж-
дается. Но по содержанию высшее благо определяется особенно-
стью и назначением человека. Из сравнения с другими живыми
существами ясно, что один лишь человек обладает не только
способностью питания и чувствования, но также и разумом. Поэ-
тому дело человека -разумная деятельность, а назначение совер-
шенного человека -в прекрасном выполнении разумной
деятельности, в согласии каждого дела со специальной, характери-
зующей его добродетелью. Благо человека - в достижении согла-
сия с самой совершенной из добродетелей. Но жизнь, стремящаяся
к высшему благу, может быть только деятельной. Бытие наше
заключается в энергии, в жизни и в деятельности: существующее в
возможности проявляет свою деятельность только на деле. Добрые
качества, остающиеся необнаруженными, не дают блаженства.
Здесь как на олимпийских состязаниях: награда достается не тому,
кто сильнее и красивее всех, а тому, кто победил в состязании [см.
Ник. этика. 1, 8, 1099а 3-7].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna