|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Специальное исследование Аристотель посвятил объяснению явлений памяти. Воспоминание, согласно его учению, есть воспро- изведение представлений, существовавших ранее. Условие воспо- минания -связи, посредством которых вместе с появлением одного предмета возникает представление о другом. Самые связи, обусловливающие характер или род воспоминания, могут быть связями по порядку, по сходству, по противоположности и по смежности. Это догадка об ассоциациях. II. ЭТИКА Аристотель выделяет этику в особую и притом значительную проблему философии. Вопросам этики посвящены в собрании сочинений Аристотеля три специальных сочинения: <Этика Нико- маха>, предназначенная для Никомаха, сына Аристотеля; <Этика Евдема>, составленная, по-видимому, на основании записей его друга и ученика Евдема; <Большая этика> - извлечение из обеих предыдущих. Учение о нравственной деятельности и о нравственных добле- стях строится у Аристотеля на основе его объективной телеологии, охватывающей весь мир и всю деятельность в нем человека. В человеке, как и во всякой вещи, заложено внутреннее стрем- ление к благой цели, однако это стремление встречается с препят- ствиями, которые также таятся в природе самого человека. То, к чему все стремится, есть благо, и всякая деятельность стремится к некоторому благу. Некоторые цели при этом лишены самодовлею- щего значения и остаются только средствами, подчиненными дру- гим целям. Но есть цель, которой люди желают только ради нее самой. Такая цель - высшее благо, и раскрывает ее высшая руко- водящая наука - политика. И хотя благо отдельного лица совпадает с благом государства, достигнуть блага для всего государства и удержать это благо - наиболее высокая и совершенная задача. Согласно первоначальному определению, высшее благо есть блаженство, т. е. хорошая жизнь и деятельность. Это блажество не может состоять ни в материальном богатстве, ни в наслаждении, ни даже в одной добродетели. Например, богатство не может быть высшей целью жизни, так как оно всегда есть средство для другой цели, в то время, как <совершенное благо - самодовлеюще> [Ник. этика. 1, 5, 1097в 8]. Как самодовлеющее, благо жизни, согласно формальному определению, - само себе цель и ни в чем не нуж- дается. Но по содержанию высшее благо определяется особенно- стью и назначением человека. Из сравнения с другими живыми существами ясно, что один лишь человек обладает не только способностью питания и чувствования, но также и разумом. Поэ- тому дело человека -разумная деятельность, а назначение совер- шенного человека -в прекрасном выполнении разумной деятельности, в согласии каждого дела со специальной, характери- зующей его добродетелью. Благо человека - в достижении согла- сия с самой совершенной из добродетелей. Но жизнь, стремящаяся к высшему благу, может быть только деятельной. Бытие наше заключается в энергии, в жизни и в деятельности: существующее в возможности проявляет свою деятельность только на деле. Добрые качества, остающиеся необнаруженными, не дают блаженства. Здесь как на олимпийских состязаниях: награда достается не тому, кто сильнее и красивее всех, а тому, кто победил в состязании [см. Ник. этика. 1, 8, 1099а 3-7]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||