|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Наконец, Герман Дильс и Эдуард Целлер попросту отвергают свидетельство Секста, как ошибочное, а Рауль Рихтер, не отрицая достоверности самого свидетельства, признает невозможным дать удовлетворительный ответ на возбуждаемые им вопросы. Ко времени деятельности Энесидема скептицизм пресекается в прямой традиции пирронизма, но начинает господствовать в так называемой Новой Академии. Здесь он, опираясь на гносеологиче- ское учение Платона о текучести и противоречивости чувственного познания, нашел влиятельных продолжателей в лице Аркесилая и Карнеада. Поэтому в первой книге <Пирроновых речей> Энесидем рассматривает различие между той формой, которую скептицизм принял в Академии, и пирронизмом в собственном смысле этого понятия. То же различие исследует и анализирует поздний антич- ный историк и теоретик скептицизма Секст, прозванный Секстом Эмпириком. Когда академические скептики обсуждают противоре- чащие друг другу оценки предметов, они высказывают эти оценки с убеждением, что, по всей вероятности, то, что они называют, например, хорошим или дурным, скорее является именно таким, чем противоположным. Напротив, скептики, говоря о вещи как о доброй или дурной, не стремятся подчеркнуть, какую из противо- положных оценок они считают более вероятной, но, не высказывая своего мнения, <следуют жизни>, чтобы не быть бездеятельными. В то время как академики признают что-нибудь в согласии с обычаем и обыкновенно в согласии с собственной сильной склонностью и желанием, скептики говорят лишь о простом <следовании>, <без решительной склонности> и <без горячего отношения>. Вторая книга Энесидема посвящена выяснению известных уже элеатам противоречий, таящихся в понятиях движения, изменения, рождения и гибели. Третья книга рассматривает чувственное восп- риятие и мышление. Четвертая доказывает невозможность познания богов, познания природы, а также равносильность противополож- ных суждений, говорящих о восприятиях, которые означают нечто такое, вместе с чем они не воспринимаются никогда в одном и том же представлении. Пятая книга содержит критику понятия причин- ности. Под причиной обычно понимают то, благодаря чему, когда оно действует, происходит еще некоторое действие. Так, Солнце называют причиной растапливация или расплавления воска. При- чины бывают: 1) <содержащие в себе>, т. е. те, при наличии или при существовании которых действие налицо и с уничтожением которых действие уничтожается. Так, затягивание веревкой есть причина задушения; 2) <сопричинные>, т. е. те, что вносят для выполнения действия равную с другим сопричинением силу. На- пример, каждый из влекущих плуг быков есть в равной мере причина движения плуга; 3) <содействующие>, т. е. те, что вносят с собой силу, слегка облегчающую осуществление действия. Так, облегчает его, например, третий человек, присоединивший свои усилия к усилиям двух, которые тащат вместе ношу. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||