Предыдущая страница Следующая страница

Наконец, Герман Дильс и Эдуард Целлер попросту отвергают
свидетельство Секста, как ошибочное, а Рауль Рихтер, не отрицая
достоверности самого свидетельства, признает невозможным дать
удовлетворительный ответ на возбуждаемые им вопросы.

Ко времени деятельности Энесидема скептицизм пресекается в
прямой традиции пирронизма, но начинает господствовать в так
называемой Новой Академии. Здесь он, опираясь на гносеологиче-
ское учение Платона о текучести и противоречивости чувственного

познания, нашел влиятельных продолжателей в лице Аркесилая и
Карнеада. Поэтому в первой книге <Пирроновых речей> Энесидем
рассматривает различие между той формой, которую скептицизм
принял в Академии, и пирронизмом в собственном смысле этого
понятия. То же различие исследует и анализирует поздний антич-
ный историк и теоретик скептицизма Секст, прозванный Секстом
Эмпириком. Когда академические скептики обсуждают противоре-
чащие друг другу оценки предметов, они высказывают эти оценки
с убеждением, что, по всей вероятности, то, что они называют,
например, хорошим или дурным, скорее является именно таким,
чем противоположным. Напротив, скептики, говоря о вещи как о
доброй или дурной, не стремятся подчеркнуть, какую из противо-
положных оценок они считают более вероятной, но, не высказывая
своего мнения, <следуют жизни>, чтобы не быть бездеятельными.
В то время как академики признают что-нибудь в согласии с обычаем
и обыкновенно в согласии с собственной сильной склонностью и
желанием, скептики говорят лишь о простом <следовании>, <без
решительной склонности> и <без горячего отношения>.

Вторая книга Энесидема посвящена выяснению известных уже
элеатам противоречий, таящихся в понятиях движения, изменения,
рождения и гибели. Третья книга рассматривает чувственное восп-
риятие и мышление. Четвертая доказывает невозможность познания
богов, познания природы, а также равносильность противополож-
ных суждений, говорящих о восприятиях, которые означают нечто
такое, вместе с чем они не воспринимаются никогда в одном и том
же представлении. Пятая книга содержит критику понятия причин-
ности. Под причиной обычно понимают то, благодаря чему, когда
оно действует, происходит еще некоторое действие. Так, Солнце
называют причиной растапливация или расплавления воска. При-
чины бывают: 1) <содержащие в себе>, т. е. те, при наличии или
при существовании которых действие налицо и с уничтожением
которых действие уничтожается. Так, затягивание веревкой есть
причина задушения; 2) <сопричинные>, т. е. те, что вносят для
выполнения действия равную с другим сопричинением силу. На-
пример, каждый из влекущих плуг быков есть в равной мере причина
движения плуга; 3) <содействующие>, т. е. те, что вносят с собой
силу, слегка облегчающую осуществление действия. Так, облегчает
его, например, третий человек, присоединивший свои усилия к
усилиям двух, которые тащат вместе ношу.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna