|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Согласно данным выше пояснениям, этика *""" ""^Р* Эпикура требует для себя опоры в материали- стической, независимой от религии и мистики, физике. Такой физикой оказался для него атомистический материализм Демокри- та, который он принимает с некоторыми важными изменениями. В письме к Геродоту (38 и ел.) Эпикур принимает как исходные два недоступных чувствам физических положения: 1) ничто не проис- ходит из несуществующего и ничто не переходит в несуществующее; 2) вселенная всегда была такой, какова она в настоящее время, и всегда будет такой. Эти предпосылки принимались уже в древние времена элеатами (Парменидом, Зеноном и Мелиссом), а также теми, кто хотел, исходя из учения элеатов о вечном и неизменном бытии, объяснить многообразие и движение в мире: Эмпедоклом, Анаксагором и атомистическими материалистами. Чтобы объяснить движение, Левкипп и Демокрит приняли, наряду с телесным бытием, небытие, или пустоту. Учение это принял также и Эпикур: он также утверждает, что вселенная состоит из тел и пространства, т. е. пустоты. Существование тел удосто- веряется ощущениями [см. 33. 39], существование пустоты -тем, что без пустоты невозможным было бы движение [см. там же. 41]. Так же следует Демокриту Эпикур и в учении, что тела пред- ставляют или соединения тел, или то, из чего образуются их соеди- нения. Соединения образуются из весьма малых неделимых, <неразрезаемых> (остоцог) плотных тел, которые различаются не только, как у Демокрита, по форме и по величине, но также и по весу. Различия между атомами по весу - важная отличительная черта атомистической физики Эпикура и предвосхищение характе- ристики их в новейшем атомистическом материализме. Утверждая неделимость атомов, Эпикур, как и Демокрит, отри- цал бесконечную делимость тел. Именно допущение такой делимо- сти было основой для доводов, выдвинутых учеником Парменида, элеатом Зеноном, против существования множества, против дели- мости сущего и против движения. Одновременно Эпикур допускает минимальные, или наименьшие, части атомов и тем самым отличает физическую неделимость атома от математической неделимости его частей [см. 33.59]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||