Предыдущая страница Следующая страница

Согласно данным выше пояснениям, этика
*""" ""^Р*   Эпикура требует для себя опоры в материали-
стической, независимой от религии и мистики, физике. Такой
физикой оказался для него атомистический материализм Демокри-
та, который он принимает с некоторыми важными изменениями.
В письме к Геродоту (38 и ел.) Эпикур принимает как исходные два
недоступных чувствам физических положения: 1) ничто не проис-
ходит из несуществующего и ничто не переходит в несуществующее;
2) вселенная всегда была такой, какова она в настоящее время, и
всегда будет такой.

Эти предпосылки принимались уже в древние времена элеатами
(Парменидом, Зеноном и Мелиссом), а также теми, кто хотел,
исходя из учения элеатов о вечном и неизменном бытии, объяснить
многообразие и движение в мире: Эмпедоклом, Анаксагором и
атомистическими материалистами.

Чтобы объяснить движение, Левкипп и Демокрит приняли,
наряду с телесным бытием, небытие, или пустоту. Учение это
принял также и Эпикур: он также утверждает, что вселенная состоит
из тел и пространства, т. е. пустоты. Существование тел удосто-
веряется ощущениями [см. 33. 39], существование пустоты -тем,
что без пустоты невозможным было бы движение [см. там же. 41].

Так же следует Демокриту Эпикур и в учении, что тела пред-
ставляют или соединения тел, или то, из чего образуются их соеди-
нения. Соединения образуются из весьма малых неделимых,
<неразрезаемых> (остоцог) плотных тел, которые различаются не
только, как у Демокрита, по форме и по величине, но также и по
весу. Различия между атомами по весу - важная отличительная
черта атомистической физики Эпикура и предвосхищение характе-
ристики их в новейшем атомистическом материализме.

Утверждая неделимость атомов, Эпикур, как и Демокрит, отри-
цал бесконечную делимость тел. Именно допущение такой делимо-
сти было основой для доводов, выдвинутых учеником Парменида,
элеатом Зеноном, против существования множества, против дели-
мости сущего и против движения. Одновременно Эпикур допускает
минимальные, или наименьшие, части атомов и тем самым отличает
физическую неделимость атома от математической неделимости его
частей [см. 33.59].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna