|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Существенная характеристика атомов - их движение. Атомы вечно движутся через пустоту с одинаковой для всех быстротой. В этом их движении некоторые атомы находятся на большой дистан- 11 в. ф А^ус 321 ции один от другого, другие же сплетаются друг с другом и принимают дрожательное, колеблющееся движение, <если они спле- тением бывают приведены в наклонное положение или если покры- ваются теми, которые имеют способность к сплетению> [33. 43]. Что касается характера самого движения, то оно отличается, по Эпикуру, от движения атомов у Демокрита. Физика Демокрита строго детерминистическая, возможность случая в ней отрицается. <Люди,-говорит Демокрит,-измыслили идол случая>, чтобы прикрыть им свою беспомощность в рассуждениях (фрагм. 119). Напротив, физика Эпикура должна, по его убеждению, обосновать возможность свободы воли и вменения людям их поступков. <В самом деле, -рассуждал Эпикур, -лучше было бы следовать мифу о богах, чем быть рабом судьбы физиков: миф [по крайней мере] дает намек на надежду умилостивления богов посредством почитания их, а судьба заключает в себе неумолимость> [33. 134]. Провозгласив в этике принцип свободного, не подчиненного року, или необходимости, определения воли, Эпикур создает в физике обосновывающее этот принцип учение о свободном откло- нении атома от происходящего в силу необходимости прямолиней- ного движения. Принадлежность Эпикуру учения о спонтанном отклонении атомов засвидетельствована около 100 г. н. э. доксог- рафом Аэтием [см. 51. С. 311] и, спустя столетие, Диогеном из Эноанд. Гипотезу самоотклонения атомов Эпикур вводит для объясне- ния столкновений между атомами. Если бы атомы не отклонялись от своих прямых путей, то не было бы возможным ни столкновение их, ни столкновение образованных из них вещей. Для самооткло- нения не существует никаких внешних причин, никакой необходи- мости, оно происходит в атомах совершенно спонтанно. Это тот минимум свободы, который необходимо предположить в элементах микромира - в атомах, чтобы объяснить ее возможность в макро- мире -в человеке. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||