|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница В области практической философии, или в этике, учение о спонтанном отклонении атомов теоретически обосновывало учение о свободе воли. В области физики это учение обосновывало понятие об атоме как о первопричине: в качестве таковой атом не нуждается в каком-либо другом начале. Следуя этим принципам атомистической физики, Эпикур стро- ит картину мира, или космологию. Вселенная не имеет границ ни по числу населяющих ее тел, ни по пустоте, в которой они пребы- вают и движутся [см. 33. 41-42]. Число миров, образующихся во вселенной, безгранично, так как <атомы, из которых может обра- зоваться мир и которыми он может быть сделан [создан], не истрачены [не израсходованы] ни на единый мир, ни на ограни- ченное число миров, -как тех, которые таковы [как наш], так и тех, которые отличны от них> [там же. 33]. Все миры и все сложные тела в них выделились из материальных масс, и все со временем разлагается с различной скоростью [там же. 73]. Не исключение здесь и душа. Она также есть тело, состоящее из тонких частиц, рассеянных по всему нашему телу, и <очень похожа на ветер> [там же. 63]. Когда разлагается тело, с ним вместе разлагается душа, она перестает чувствовать и прекращает свое существование как душа. И вообще ничто бестелесное нельзя мыслить, кроме пустоты, пустота же <не может ни действовать, ни испытывать действие, но только доставляет через себя движение [возможность движения] телам. Поэтому, - заключает Эпикур, - говорящие, что душа бестелесна, говорят вздор> [там же. 67]. Во всех астрономических и метеорологических вопросах Эпикур - не меньше, чем в учении о знании, - решающее значение придавал чувственным восприятиям. <Ибо исследовать природу, - разъяснял он, - не должно на основании пустых [не доказанных] предполо- жений [утверждений] и [произвольных] законоположений, но дол- жно исследовать ее так, как взывают к этому [требуют] видимые явления> [33.86]. Настолько велико у Эпикура доверие к непосредственным чув- ственным впечатлениям, что вразрез, например, с мнением Демок- рита, который, опираясь на обработку прямых наблюдений, считал Солнце огромным по своим размерам, Эпикур заключал о величине небесных тел на основе не научных умозаключений, а чувственных восприятий. Так, он писал Пифоклу: <А величина Солнца, Луны и остальных светил, с нашей точки зрения, такая, какою кажется: а сама по себе она или немногим больше видимой, или немногим меньше, или такая же> [33. 91]. Надежным средством избежать фантастических измышлений при изучении природных явлений Эпикур считал метод аналогий, основанных на учете данных и явлений чувственного восприятия. Такие вероятные аналогии, ду- мал он, могут обеспечивать безмятежность души в большей мере, чем привлечение противоборствующих и исключающих друг друга теорий. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||