|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Лукреций - римский пропагандист и самобытный толкователь атомистического материализма и этического учения Эпикура. Он ищет философию, которая могла бы обеспечить человеку трудно доступную ему в современных римских условиях безмятежность и невозмутимость существования. Величайшие, согласно Лукрецию, враги человеческого счастья - страх перед преисподней (адом), страх загробного возмездия и страх перед вмешательством богов в события и течение человеческой жизни. В борьбе с этими врагами человечества Лукреций видит задачу своей поэмы. Все эти страхи, однако, одолимы. И страх смерти, и боязнь богов властвуют над человеком только до тех пор, пока человек не знает своего положения в мире, своего истинного отношения к богам и своей истинной природы. Все эти страхи могут и должны быть побеждены просвещением, знанием, философией. Философия дол- жна показать, что ни вмешательство богов в человеческую жизнь, ни загробное существование невозможны. Но каким образом может философия доказать ложность этих верований? В ответе на этот вопрос обнаруживается сложность учения Лукреция. Лукреций разъясняет, что условием освобожде- ния человека от гнетущих его страхов может быть только истинное познание природы, человек должен знать, как устроен и как возник мир, каковы его физические элементы, из каких элементов состоит сам человек и что делается с этими элементами после его смерти. Этика, учение о счастье может быть только завершением и резуль- татом физики, науки о природе. Но, с другой стороны, знание природы, согласно Лукрецию, интересно и важно не само по себе. Оно интересно и важно только в меру своей способности приближать человека к безбоязненному и безмятежному состоянию. Исследование природы интересно вов- се не само по себе, а лишь своим результатом для души и соответ- ственно для этики. Поэтому при обсуждении возникающих в науке гипотез требуется только, чтобы был соблюден общий принцип материалистического и натуралистического объяснения: все явле- ния и все черты природы следует выводить из одних лишь естест- венных причин, не допуская и не предполагая в ней ничего сверхъестественного, не постулируя никаких чудес, никакого вме- шательства высших надприродных сил и существ в события и в ход нашей жизни. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||