|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Критика и отрицание каких бы то ни было сверхприродных сил и существ, полный натурализм во всех объяснениях явлений при- роды и отсутствие в них всяких противоречий с фактами, извест- ными из наблюдений, - единственное непреложное условие этих объяснений. Поэтому Лукреций - убежденный сторонник учения Эпикура о полной допустимости и даже о совершенной необходи- мости множественности объяснений происходящих в природе яв- лений. Из поэмы Лукреция видно, как хорошо он изучил и усвоил содержание письма Эпикура к Геродоту, в котором глава Сада обосновал и на ряде примеров из области космологии и физики разъяснил свое учение о множественности возможных объяснений процессов и явлений, происходящих в природе. В границах общего для всей науки о природе натуралистического и материалистического воззрения одинаково допустимы и одина- ково приемлемы все возможные для каждого объясняемого явления гипотезы. Повторяются примеры и выводы Эпикура. Одинаково возможно и то, что каждый день нарождается новое Солнце, и то, что каждый день на небесный свод возвращается прежнее светило. Возможно, что Луна шаровидна и сияет светом, отраженным ею от Солнца. Но возможно также и то, что Луна сияет собственным светом и что ее месячные фазы - рост и ущерб - вызываются движением вокруг нее темного тела, периодически затмевающего блеск ее лучей. Эта готовность Лукреция (и Эпикура) принять любую объясни- тельную гипотезу, формально не противоречащую натуралистиче- скому и материалистическому способу и принципу объяснения, Отнюдь не значит, будто для Лукреция совершенно безразличны выбор и реальное содержание упоминаемых им физических и космологических гипотез. Лукреций - не агностики не прагматист нынешнего века. Скорее он полагает, что при современном ему состоянии знания наука во многих случаях лишена возможности сделать выбор и обоснованно предпочесть какую-либо из соперни- чающих гипотез. Учение это отвечало состоянию науки, когда для однозначного выбора альтернативы были еще недостаточно развиты практика и эксперимент. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||