|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Так как человек -не только отдельное, изо- Человек и общество г- лированное существо, но также существо об- щественное и вместе с тем часть мира, то естественное стремление к самосохранению, изначально движущее его поведение, возвыша- ется до заботы о благе государства и даже до понимания обязанно- стей отдельного существа по отношению к мировому целому. Поэтому мудрец выше личного блага ставит благо государства и в случае необходимости не колеблется принести ему в жертву даже свою жизнь: он знает и понимает, что в этом случае именно этого требует стремление к самосохранению. Расширяя эту точку зрения за пределы родного полиса, стоики приходили к космополитизму. <Человек, -утверждали они,-гражданин мира>. Этот космопо- литизм был воззрением, характерным для гражданина эпохи обра- зования мировой империи, поглотившей Грецию с маленькими полисами. Именно в этом качестве стоицизм перешел в римскую философию. Стоицизму принадлежит видная роль в разра- ^°^^o"^кT"'" бо^е логики. Идеи этой логики обратили на себя внимание и получили высокую оценку именно в последнее время в теории умозаключения и в логической семантике. Самый термин <логика> - как название одного из основных разделов философии -введен в обиход философии именно стоиками. Они признали в логике равноправную часть философии, такую же, как физика и этика. В отличие от этих частей, логика есть учение о речи. Предмет логики - словесные знаки (звуки, слоги, слова, предложения) и то, что этими знаками обоз- начается (понятия, суждения, умозаключения, или выводы). Пред- мет логики - <логос>. Он один и тот же, независимо от того, заключен ли он внутри сознания или обнаружился как внешнее словесное выражение. Признаки истинного и ложного исследует часть логики, называемая диалектикой. Знак представляет интерес только как символ того, что этим знаком обозначается. В свою очередь, интерес к обозначаемому зависит от отношения его к чему-нибудь существующему, данному. В зависимости от'вида этого отношения обозначаемое бывает истинно или ложно. Диалектика стоиков совпадает с их теорией познания. Словесный знак - звуковое образование, а обозначаемое - представление. Но пред- ставление всегда относится к чему-нибудь, существующему в самой природе вещей и притом независимо от этого представления. Исходный пункт логики - представление и отношение представ- ления к чему-нибудь данному в природе. Все существующее есть тело, качество тела, движение тела, отношение тела и может стать предметом нашего представления только посредством чувственного восприятия. Чувственное представление - первый и основной из всех видов представления. Два условия определяют истинность всех наших представлений: 1) способ, каким они выводятся из чувст- венных представлений, и 2) свойства самих этих представлений. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||