Предыдущая страница Следующая страница

Так как человек -не только отдельное, изо-
Человек и общество                                            г-

лированное существо, но также существо об-
щественное и вместе с тем часть мира, то естественное стремление
к самосохранению, изначально движущее его поведение, возвыша-
ется до заботы о благе государства и даже до понимания обязанно-
стей отдельного существа по отношению к мировому целому.
Поэтому мудрец выше личного блага ставит благо государства и в
случае необходимости не колеблется принести ему в жертву даже
свою жизнь: он знает и понимает, что в этом случае именно этого
требует стремление к самосохранению. Расширяя эту точку зрения
за пределы родного полиса, стоики приходили к космополитизму.
<Человек, -утверждали они,-гражданин мира>. Этот космопо-
литизм был воззрением, характерным для гражданина эпохи обра-
зования мировой империи, поглотившей Грецию с маленькими
полисами. Именно в этом качестве стоицизм перешел в римскую
философию.

Стоицизму принадлежит видная роль в разра-
^°^^o"^кT"'"   бо^е логики. Идеи этой логики обратили на
себя внимание и получили высокую оценку
именно в последнее время в теории умозаключения и в логической
семантике. Самый термин <логика> - как название одного из
основных разделов философии -введен в обиход философии

именно стоиками. Они признали в логике равноправную часть
философии, такую же, как физика и этика. В отличие от этих частей,
логика есть учение о речи. Предмет логики - словесные знаки
(звуки, слоги, слова, предложения) и то, что этими знаками обоз-
начается (понятия, суждения, умозаключения, или выводы). Пред-
мет логики - <логос>. Он один и тот же, независимо от того,
заключен ли он внутри сознания или обнаружился как внешнее
словесное выражение. Признаки истинного и ложного исследует
часть логики, называемая диалектикой. Знак представляет интерес
только как символ того, что этим знаком обозначается. В свою
очередь, интерес к обозначаемому зависит от отношения его к
чему-нибудь существующему, данному. В зависимости от'вида этого
отношения обозначаемое бывает истинно или ложно. Диалектика
стоиков совпадает с их теорией познания. Словесный знак -
звуковое образование, а обозначаемое - представление. Но пред-
ставление всегда относится к чему-нибудь, существующему в самой
природе вещей и притом независимо от этого представления.
Исходный пункт логики - представление и отношение представ-
ления к чему-нибудь данному в природе. Все существующее есть
тело, качество тела, движение тела, отношение тела и может стать
предметом нашего представления только посредством чувственного
восприятия. Чувственное представление - первый и основной из
всех видов представления. Два условия определяют истинность всех
наших представлений: 1) способ, каким они выводятся из чувст-
венных представлений, и 2) свойства самих этих представлений.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna