|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Однако предметом первичного природного влечения не может быть, как это думал Эпикур, удовольствие, или избегание неудо- вольствия. Согласно учению стоицизма для всех живых существ первичное влечение природы есть стремление к самосохранению, или любовь к себе. Желая сохранить свои создания, природа вложила стремление к самосохранению во все свои творения. Цель природы - сохранить творение в состоянии, соответственном его природе. Поэтому каждое живое существо с самого своего рождения безотчетно ищет всего, что удовлетворяет цели самосохранения, и избегает всего, что ей противоположно. Вопреки учению Эпикура, удовольствие не может быть предметом первичного влечения. Удо- вольствие есть лишь результат, сопутствующее явление, и возникает оно лишь тогда, когда сохраняется состояние, соответствующее природе. Первично соответствуют природе здоровье, сила, красота тела, владение телесными и душевными силами. Однако под стремлением к самосохранению подразумевается не только стремление к сохранению отдельного лица, но также и сохранение рода. Поэтому природа вложила в каждое живое суще- ство стремление к порождению и к сохранению потомства. Стрем- ление к самосохранению рода обнаруживается в любви к потомству. На этой ступени развития влечений человек еще не превосходит других живых существ. Он начинает превосходить их с развитием у него понятий. Здесь безотчетное стремление и отклонение пре- вращается у него в осознанное хотение. Человек познает общим образом, посредством общих понятий, что соответствует его при- роде и что не соответствует и по какой причине. С этого момента в человеке начинается развитие логоса. Начи- нает логос со службы одним природным, или животным, влечениям, но затем открывает в себе высшую природу, которую он стремится возвысить до совершенства. Совершенство природы состоит в развитии системы знания, достигаемого посредством понятий, ло- гически согласованных между собой. Согласие жизни с природой - цель всех живых существ. И для человека высшая цель - согласие его жизни с природой. Но для человека, достигшего зрелости, согласие с природой переходит в согласие с разумом, становится мудростью и добродетелью. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||