|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница В основе действительности как ее сущность, наряду с телесными единичными вещами, лежат постигаемые рассудком мысли или формы. Однако разумная природа логоса не может существовать само- стоятельно от природы живой. Становясь разумным существом, человек не перестает быть существом животным, животные влече- ния продолжают в нем действовать. Человеку следует, насколько это для него возможно, удовлетворять их. Однако та сторона человеческого существа, в которой действуют животные влечения, для человека - только материя, на которой человек может прояв- лять свою деятельность в качестве существа духовного, разумного. Высшая цель и в каждом отдельном разумном существе и в целом мире есть деятельность разума в сфере действительности. Положе- ние это служит основой этики стоицизма. Из него стоики вывели свое учение о благах и свое учение о добродетели. Истинные блага -только те вещи, которые дают что-нибудь для нашей высшей цели; истинное зло -то, что содействует про- тивоположному. Блага-добродетели, добродетельные действия, добродетельные люди. Злое - пороки, порочные действия, пороч- ные люди. Вещь можно назвать благом, лишь поскольку она в чем-нибудь полезна для высших целей жизни. Все вещи, состояния и переживания, безразличные в нравственном отношении, -ни благо, ни зло и ни в чем не содействуют ни счастью, ни его противоположности. Удовольствие, здоровье, сила, богатство, честь -не истинные блага, а страдание, болезнь, бедность, изгна- ние - не истинное зло. Из всех этих вещей может быть сделано как хорошее, так и дурное применение. Только от нашего отноше- ния к этим вещам зависит, содействуют ли они нашему счастью или ему противодействуют. В них самих нет силы ни вредить нам, ни быть для нас полезными. Все такие вещи вне нашей власти. Не от нашей свободной воли, а от необходимого и неизменного хода вещей природы зависит, какие из них выпадут на нашу долю. Наоборот, наше отношение к этим вещам целиком зависит от нас самих, и только от него одного зависит и наше счастье. Как существо животное, человек всецело зависим от внешних вещей и от событий, совершающихся во внешней природе. Внешние вещи вызывают в нас удовольствие и страдание. Но как существа разумные, мы свободны от всего внешнего, мы находим счастье только в совершенной деятельности нашего внутреннего существа. А этой деятельности не могут восп- репятствовать и не способны уничтожить ее даже величайшие силы. Если рушится мир, мудрец бестрепетно погибнет под его развали- нами: Si fractus illabatur orbis, impavidum ferient ruinae. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||