Предыдущая страница Следующая страница

В основе действительности как ее сущность, наряду с телесными
единичными вещами, лежат постигаемые рассудком мысли или
формы.

Однако разумная природа логоса не может существовать само-
стоятельно от природы живой. Становясь разумным существом,
человек не перестает быть существом животным, животные влече-
ния продолжают в нем действовать. Человеку следует, насколько
это для него возможно, удовлетворять их. Однако та сторона
человеческого существа, в которой действуют животные влечения,
для человека - только материя, на которой человек может прояв-
лять свою деятельность в качестве существа духовного, разумного.
Высшая цель и в каждом отдельном разумном существе и в целом
мире есть деятельность разума в сфере действительности. Положе-
ние это служит основой этики стоицизма. Из него стоики вывели
свое учение о благах и свое учение о добродетели.

Истинные блага -только те вещи, которые дают что-нибудь
для нашей высшей цели; истинное зло -то, что содействует про-
тивоположному. Блага-добродетели, добродетельные действия,
добродетельные люди. Злое - пороки, порочные действия, пороч-
ные люди. Вещь можно назвать благом, лишь поскольку она в
чем-нибудь полезна для высших целей жизни. Все вещи, состояния
и переживания, безразличные в нравственном отношении, -ни
благо, ни зло и ни в чем не содействуют ни счастью, ни его
противоположности. Удовольствие, здоровье, сила, богатство,
честь -не истинные блага, а страдание, болезнь, бедность, изгна-
ние - не истинное зло. Из всех этих вещей может быть сделано
как хорошее, так и дурное применение. Только от нашего отноше-
ния к этим вещам зависит, содействуют ли они нашему счастью
или ему противодействуют. В них самих нет силы ни вредить нам,
ни быть для нас полезными.

Все такие вещи вне нашей власти. Не от нашей свободной воли,
а от необходимого и неизменного хода вещей природы зависит,
какие из них выпадут на нашу долю. Наоборот, наше отношение к
этим вещам целиком зависит от нас самих, и только от него одного
зависит и наше счастье. Как существо животное, человек всецело
зависим от внешних вещей и от событий, совершающихся во
внешней природе. Внешние вещи вызывают в нас удовольствие и
страдание. Но как существа разумные, мы свободны от всего
внешнего, мы находим счастье только в совершенной деятельности
нашего внутреннего существа. А этой деятельности не могут восп-
репятствовать и не способны уничтожить ее даже величайшие силы.
Если рушится мир, мудрец бестрепетно погибнет под его развали-
нами: Si fractus illabatur orbis, impavidum ferient ruinae.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna