Предыдущая страница Следующая страница

Но так как человек -существо телесное, то для него внешние
вещи остаются, по крайней мере, материалом, с которым связано
его действование. Дело в том, что природа предназначила человека
не только к познанию, но и к действованию. А действование
определяется влечениями, коренящимися в животной стороне че-
ловеческого существа, имеющими в виду усвоение сообразного с
природой и уклонение от противоположного, или противного при-
роде. По отношению к этим влечениям задача разума - создать
систему практических принципов, с помощью которых в каждом
отдельном случае влечения можно было бы уяснить, следует ли
соглашаться с этим влечением или нет и какому из двух противо-
речащих влечений необходимо следовать.

Высшая цель человека - не жизнь, только <сообразная> с при-
родой, а жизнь, <согласованная> с нею. <Сообразна> с природой
низшая, животная сущность человека, природа в противополож-
ность логосу. <Согласована> с природой жизнь, в которой животное
начало-только материя, а ее сущность и форма-разум. В
практическом отношении главная задача разума - деятельность
выбора.

Сообразные природе вещи, обладающие значительной ценно-
стью, стоики называют <предпочтительными>. Но и <предпочти-
тельные> вещи - все еще не блага.

Рассмотренное в предшествующем изложении различение ис-
тинных благ и зла, с одной стороны, и безразличных вещей - с
другой, было положено стоиками в основу их классификации
человеческих поступков. Есть три вида поступков: хорошие, дурные
и безразличные. В свой черед безразличные действия могут быть
либо безусловно безразличными, либо безразличными только с
точки зрения счастья и добродетели. Последние, т.е. действия
безразличные с точки зрения счастья и добродетели, образуют
область, общую как для мудрых, так и для неразумных. Доброде-
тельные действия может осуществлять только мудрец, действия
ошибочные -только неразумный, но <надлежащие> действия -
область, общая и для мудрого, и для неразумного.

Уже <надлежащие> действия имеют отношение к логосу. Это
действия, для исполнения которых могут быть приведены разумные
основания. <Добродетельное> действие также есть действие <надле-
жащее>, однако оно одновремето заключает в себе и нечто боль-
шее. От простого <надлежащего> действия <добродетельное>
отличается глубокой разумностью и самим намерением действую-
щего лица. В случае <добродетельного> действия намерение - акт
совершенно сознательный и направленный к высшей цели жизни.
В свою очередь разумность, из которой следует <добродетельное>
действие, есть знание истинное и непоколебимое; оно мыслится
лишь в связи с системой строго доказуемых истин. Иначе - это

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna