|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Но так как человек -существо телесное, то для него внешние вещи остаются, по крайней мере, материалом, с которым связано его действование. Дело в том, что природа предназначила человека не только к познанию, но и к действованию. А действование определяется влечениями, коренящимися в животной стороне че- ловеческого существа, имеющими в виду усвоение сообразного с природой и уклонение от противоположного, или противного при- роде. По отношению к этим влечениям задача разума - создать систему практических принципов, с помощью которых в каждом отдельном случае влечения можно было бы уяснить, следует ли соглашаться с этим влечением или нет и какому из двух противо- речащих влечений необходимо следовать. Высшая цель человека - не жизнь, только <сообразная> с при- родой, а жизнь, <согласованная> с нею. <Сообразна> с природой низшая, животная сущность человека, природа в противополож- ность логосу. <Согласована> с природой жизнь, в которой животное начало-только материя, а ее сущность и форма-разум. В практическом отношении главная задача разума - деятельность выбора. Сообразные природе вещи, обладающие значительной ценно- стью, стоики называют <предпочтительными>. Но и <предпочти- тельные> вещи - все еще не блага. Рассмотренное в предшествующем изложении различение ис- тинных благ и зла, с одной стороны, и безразличных вещей - с другой, было положено стоиками в основу их классификации человеческих поступков. Есть три вида поступков: хорошие, дурные и безразличные. В свой черед безразличные действия могут быть либо безусловно безразличными, либо безразличными только с точки зрения счастья и добродетели. Последние, т.е. действия безразличные с точки зрения счастья и добродетели, образуют область, общую как для мудрых, так и для неразумных. Доброде- тельные действия может осуществлять только мудрец, действия ошибочные -только неразумный, но <надлежащие> действия - область, общая и для мудрого, и для неразумного. Уже <надлежащие> действия имеют отношение к логосу. Это действия, для исполнения которых могут быть приведены разумные основания. <Добродетельное> действие также есть действие <надле- жащее>, однако оно одновремето заключает в себе и нечто боль- шее. От простого <надлежащего> действия <добродетельное> отличается глубокой разумностью и самим намерением действую- щего лица. В случае <добродетельного> действия намерение - акт совершенно сознательный и направленный к высшей цели жизни. В свою очередь разумность, из которой следует <добродетельное> действие, есть знание истинное и непоколебимое; оно мыслится лишь в связи с системой строго доказуемых истин. Иначе - это |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||