|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница <надлежащее> действие, однако доведенное до совершенства и поднятое в сферу чистого разума. Для действий только <надлежа- щих> вещи, между которыми выбирают, представляют собой само- цель; для действий добродетельных-это только материал, посредством которого проявляет свою деятельность человек, дей- ствующий как существо разумное. Источник <добродетельных> действий - <согласованная> жизнь разума; они - ее составная часть и направлены на усвоение подлинных благ, на отклонение подлинных зол. Мудрец производит каждое свое действие, исходя из глубокой разумности и из правильного образа мыслей; оттого каждое его действие есть действие <добродетельное> даже в случае, если внешнее его проявление не отличается от простого <надлежа- щего> действия неразумного человека. По той же причине <надле- жащее> действие достойно одобрения только тогда, когда оно доведено и выполнено до конца; напротив, в <добродетельном> действии заслуживает похвалы уже само намерение, которым оно вызвано к исполнению. Исполнение, доведение до конца <надле- жащего> действия может быть прервано вмешательством каких-ни- будь явлений, которым мы не властны воспрепятствовать. Напротив, совершенство <добродетельного> действия ничуть не страдает и не уменьшается от такого перерыва. По внешним по- ступкам различие между действием <добродетельным> и действием <надлежащим> можно заметить, только когда поведение человека наблюдается в течение достаточно долгого времени: только тогда обнаруживается уверенность и единообразие действия, источник которых - твердость начал. Различие междудействиями <добродетельными> и <надлежащи- ми> зависит от того, обладает ли человек добродетелью или нет. Добродетель - совершенная степень правильно действующего ра- зума, иначе - искусство одновременно и теоретическое, и практи- ческое, правящее всеми произвольными действиями человека. Будучи однажды приобретенной, такая добродетель уже никогда не может быть утрачена; будучи идеалом совершенства, она не знает никаких степеней, ею можно только или обладать или не обладать. Суждение не может быть более истинным или менее истинным. И точно так же <добродетельное> действие не может быть более или |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||