|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Чувственное представление есть изменение, или модификация, произведенная в душе предметом; доходя до сознания, это измене- ние заставляет сознавать и самый предмет. Согласно Зенону и Клеанфу, предмет отпечатлевается в душе; согласно Хрисиппу, душа <модифицируется> предметом. Истинным чувственное пред- ставление бывает тогда, когда предмет отражается в нем так, как он есть, со всеми данными в природе своими свойствами. Наряду с истинными, существуют и ложные, обманчивые чувственные представления. Нельзя признать безошибочными, как признавали Эпикур и его последователи, все без исключения чувственные представления, например сны и галлюцинации. Но в таком случае встает вопрос: по какому критерию можем мы отличать истинные представления от ложных? Существует ли критерий, посредством которого было бы возможно отличить чув- ственное представление, точно отражающее предмет, от представ- ления, неспособного к такому отражению? Такой критерий, утверждают стоики, существует. Чтобы избежать согласия с чувст- венными представлениями, неспособными к верному отражению предмета, человеку необходимо убедиться: 1) в здравом ли состоя- нии его ум; 2) в здравом ли состоянии орган чувств, обусловлива- ющий восприятие предмета; 3) соответствует ли восприятию пространственное удаление предмета и положение, занимаемое 12* 339 предметом относительно органа чувств; 4) достаточное ли время длился процесс восприятия; 5) было ли само воспринимание на- столько тщательно, что могли быть восприняты все качества пред- мета; 6) не нарушает ли нормальных условий восприятия среда, находящаяся между предметом и органом чувств; 7) подтверждается ли первое впечатление повторными восприятиями - своими или чужими. Если всесторонняя проверка по всем названным пунктам приведет к выводу, что восприятие адекватно отражает свой пред- мет, то такое представление называется <схватывающим>, или <каталептическим>. Такое - <каталептическое> - представление (костоЛгщ/к;) и есть критерий познания. Проверка каждого отдельного представления производится только умом, однако точки зрения, из которых самый ум исходит в своем решении, черпаются им только из свойств представления. Таким образом, и в этом смысле крите- рием является представление. Если ум соглашается с действительно каталептическим представлением, то возникает адекватное сужде- ние восприятия - <каталепсис>. Так как согласие ума в разъяснен- ном только что смысле находится в нашей власти, то такой акт суждения является актом свободной воли. Люди ошибаются, согласно учению стоиков, не потому, что их с необходимостью влекут к этому внешние причины; люди сами должны нести ответ за собственные ошибки. От нас не зависит только то, какие к нам поступают представления, но то, каким образом мы отнесемся к ним, зависит целиком от нас самих, находится только в нашей власти. Причина недостоверного или ошибочного мнения - чересчур поспешное согласие с недосказанным представлением. Каталептическое пред- ставление само собой обусловливает наше согласие с ним, устраняет и побеждает всякое колебание. Именно поэтому оно и становится критерием истинности. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||